срс по о.п


СРС №1

Основные понятия о государстве

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков. Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

 

СРС №2

Основные понятия о праве и государственно-правовых явлениях

Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле – право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, на отдых и т.д.).

Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.

Доктринальное (научное) понимание права требует синтетического (интегративного) определения. Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

В современной юридической науке термин “право” используется в нескольких значениях:

1. Правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

2. Под правом понимается система юридических норм. Это - право в объективном смысле, т.к. нормы создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин “право” в словосочетаниях “российское право”, “трудовое право”, международное право” и т.д.

3. Этот термин обозначает официально-признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Например, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущества, организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.

4. Термин “право” используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смыслах. А его синонимом выступает термин “правовая система”

Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д. В каком смысле употребляется термин “право” в каждом случае, следует решать исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.

5. Термин “право” употребляется также в неюридическом смысле. Существуют моральные права членов общественных объединений, партий, союзов; права, возникающие на основании обычаев и т.д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.

Основные понятия государственно-правовых явлений:

1. Источник (форма) права

Под источником позитивного (исходящего от государства) права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права определенного содержания.

Источник внепозитивного (надпозитивного) права видят в объективной идее (разуме), в «природе вещей», в проявлениях божественной воли и т.д.

Разновидностями источников позитивного права являются правовой обычай, т.е. правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного; правовой прецедент – решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах; договор – акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддержку государства. В современных условиях наиболее распространенными источниками позитивного права являются закон и подзаконный нормативный акт.

2. Определение закона и подзаконных актов

Одной из внешних форм выражения права является закон. Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

4.Законность

Законность – это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами). Она закрепляется в конституции и других законах как обращенное ко всем требование, принцип; реализуется как метод деятельности субъектов права и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают, исполняют правовые требования и предписания.

Обеспечение законности – одно из важных направлений деятельности государства.

5.Правопорядок

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Именно правопорядок является главной целью правового регулирования общественных отношений, именно для его достижения издаются нормативные акты и принимаются меры, направленные на обеспечение законности.

6. Правоотношение

Правоотношение – это объективно возникающая в обществе в соответствии с законом или даже до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством или гарантированном и охраняемом им в лице определенных органов.

Правоотношение определяет конкретное поведение (деятельность) сторон и вносит элемент урегулированности и порядка в общественную практику, имеет социально-экономическую основу и собственно юридические свойства.

7. Юридический факт

Обстоятельства, которые предусмотрены в законе и иных источниках права в качестве основания возникновения правовых отношений, называются юридическими фактами. Это могут быть и события, и действия людей. Причем последние могут являться юридическими фактами независимо от проявления воли человека на вступление в правовое отношение (например, авторское право и соответствующие правоотношения возникают у поэта независимо от того, думал ли он об этом, сочиняя очередное стихотворение). В особую группу юридических фактов объединяются неправомерные действия людей.

8. Субъективное право и юридическая обязанность

Содержанием правоотношений являются субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право – это право данного субъекта, это вид и мера его возможного поведения. Возможность эта троякого рода: возможность собственных поступков, возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц и возможность обратиться за поддержкой и защитой к государству. Предпосылкой субъективного права является правоспособность, т.е. способность вообще (абстрактная) иметь права.

Юридическая обязанность – вид и мера должного поведения лица.

9. Правосознание

Правосознание – это относительно самостоятельная сфера или область общественного, группового или индивидуального сознания (наряду с политическим, нравственным, эстетическим и т.д.), отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и объективированных оценок действующего права, а также в виде социально-правовых установок и ориентации, выполняющих роль внутреннего регулятора юридически значимого поведения.

10. Действие права

Действие права – обусловленное социально-экономическими условиями, потребностями и интересами людей свойство (способность) права в определенной среде оказывать информативное и ценностно-мотивационное воздействие на личность, общности людей и вследствие этого обеспечить соответственно целям, принципам и предписаниям права правомерный характер их деятельности, достижение цивилизованными средствами фактических результатов.

11. Реализация права

Реализация права – перевод норм права в правомерное поведение субъектов в форме использования принадлежащих им прав, исполнения обязанностей и соблюдения запретов в целях удовлетворения интересов и потребностей адресатов права, достижения его (права) целей.

11.Применение права

Применение права – осуществляемая в процедурно-процессуальных формах государственно-властная, организующая деятельность специально уполномоченных государством лиц и органов по обеспечению реализации правовых норм их адресатами.

12. Правонарушение

Правонарушение – это противоправное, виновное, общественно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

13. Юридическая ответственность

Юридическая ответственность – это предусмотренная санкцией правовой нормы мера государственного принуждения, в которой выражается государственное осуждение виновного в правонарушении субъекта и которая состоит в претерпевании им лишений и ограничений личного, имущественного или организационного характера.

14. Система права

Система права – это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений и пр.

 

 

СРС №3

Основы конституционного права.

Конституционное право - ведущая отрасль права РК. Ведущая роль конституционного права в системе права РК выражается в следующем: во-первых, конституционное право устанавливает в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства; во-вторых, конституционное право определяет общие основы управления всеми общественными процессами; в-третьих, нормами конституционного права регулируется сам процесс создания права, так как нормы конституционного права определяют виды других нормативных правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы источникам в первую очередь относится Конституция.

Конституционное право РК как отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение личности и государственное устройство РК. В основу разделения права на отрасли положено два критерия: предмет регулирования и метод регулирования.

Конституционное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Таким образом, предметом конституционного права являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти и ее организации, устройством государства, а также между человеком и государством.

Основы конституционного строя определяют самые важные общественные отношения между человеком и государством, между различными частями государства, его органами, между государством и общественными организациями.

под основами конституционного строя следует понимать закрепленные конституционными нормами наиболее важные общественные отношения, возникающие из:

1. экономической и политической основ деятельности государства;

2. из принципов взаимоотношений государства и человека;

3. из структуры самого государства и политического режима;

4. из принципов взаимоотношения государства с общественными организациями.

 

 

СРС №4

Правоохранительные органы и суды РК

«Правоохранительные органы в РК» является специальным курсом, где изучаются задачи, принципы организации и деятельности, система и структура органов правосудия, прокуратуры, предварительного расследования, юстиции, а также адвокатуры и др., участвующих в правоприменительной деятельности.

 

Являясь органами различных ветвей единой государственной власти (п.4 ст.3 Конституции РК), они осуществляют разные функции – правосудия (суды), высшего надзора за законностью (прокуратура), расследования преступлений (МВД, КНБ, органы финансовой полиции и таможенного контроля), организационного обеспечения деятельности судов и руководство нотариатом (Минюст). Особое место занимает адвокатура, которая не является государственным органом, но ее роль велика – оказание юридической помощи.

Признаки правоохранительной деятельности позволяют отличать ее от деятельности по охране права, присущей всем государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам, и вытекающей из конституционной обязанности уважать Конституцию, соблюдать законы и иные нормативные правовые акты.

Признаки правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность осуществляется не любым способом, а лишь с помощью юридических мер воздействия.

Эти меры юридического воздействия должны соответствовать законам или иным правовым предписаниям.

Правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.

Осуществление правоохранительной деятельности возлагается на специально созданные государственные органы.

Под правоохранительной деятельностью понимается такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им (законом) порядка.

Место судебной власти в системе ветвей государственной власти. Отправным моментом в понимании данного вопроса служит п.4 ст.3 Конституции РК, согласно которому «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов».

Судебная власть осуществляется специальными государственными органами – судами. В соответствии с п.1 ст.75 Конституции правосудие в РК осуществляется только судом. Пункт 1 ст.1 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» провозглашает: «Судебная власть в РК принадлежит только судам, в лице постоянных судей». Ст.23 этого же закона, посвященная правовому статусу судьи, гласит: «Судьи всех судов РК обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями. Судья в установленном Конституцией РК и настоящим Конституционным законом порядке наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на постоянной основе и является носителем судебной власти».

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории РК, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами.

СРС №5

Государственное управление в РК

Казахстан — согласно конституции — демократическая, правовая, унитарная, светская республика с президентской формой правления.

Первая конституция была принята в январе 1993 года. Однако уже в августе 1995 года она была заменена новой конституцией; в 1998 в неё были внесены поправки. По новой конституции Казахстан — демократическое правовое унитарное государство, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Президент, не относится не к одной из трёх ветвей власти, и избирается на пять лет из граждан Казахстана не моложе 40 лет, проживающих в республике не менее 15 лет и свободно говорящих на государственном (то есть казахском) языке.(Раздел III Конституции). Исполнительную власть осуществляет Правительство, которое образуется Президентом в порядке предусмотренной Конституцией.(Раздел V Конституции). Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Сенат — 47 депутатов и Мажилис — 107 депутатов), судебную власть — система судов посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи избираются или назначаются на должность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом и наделяются полномочиями на постоянной основе [1][2].(Раздел VII Конституции). Конституционный Совет осуществляет функции Конституционного суда не относясь к судебной власти. (Раздел VI Конституции). Прокуратура наделена функциями надзорного органа государственной власти не относясь ни к одной из трёх ветвей власти. (статья 83 Конституции).

Органы государственного управления: президент и правительство

Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, обеспечивает согласованное функционирование всех органов власти. Президент также является верховным главнокомандующим вооружёнными силами страны. Он избирается сроком на 5 лет всеобщим и тайным голосованием.

Полномочия президента:

является верховным главнокомандующим;

указы и распоряжения президента имеют силу закона;

имеет право распустить парламент;

назначает референдумы и выборы в парламент и созывает его сессии

подписывает принятые парламентом законы и может возвратить их для повторного обсуждения;

с согласия парламента назначает премьер-министра и по представлению премьера членов правительства

с согласия парламента назначает председателя Национального банка, генерального прокурора, председателя Комитета национальной безопасности;

назначает глав дипломатических представительств, высших военных руководителей, а также назначает на должности сроком на пять лет Председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии, Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета(статья 44 подпункт 7 Конституции); образует Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблею народа Казахстана и Высший Судебный Совет;

может отменить постановления правительства и местных органов власти

утверждает государственные программы

ведёт международные переговоры и подписывает договоры

вводит чрезвычайное и военное положение.

Президент может быть смещён за государственную измену совместным заседанием обеих палат парламента.

Должность Президента Казахстана была учреждена 24 апреля 1990 года, с этого момента её занимает Нурсултан Назарбаев, избранный на неё Верховным Советом Казахской ССР. После этого Нурсултан Назарбаев избирался в 1991 году на первых всенародных президентских выборах, его полномочия продлялись на референдуме 1995 года, затем он избирался на внеочередных выборах 1999 года и на президентских выборах 2005 года.

Правительство

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан во главе с премьер-министром, который назначается президентом с согласия парламента. Возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Пост премьер-министра с 2007 года занимал Карим Масимов. С 2012 по 2014 год этот пост занял Серик Ахметов. С 2014 по 2016 правительство вновь возглавил Карим Масимов, но 9 сентября 2016 года Масимов покинул пост , заняв пост Председателя КНБ, а ВРИО премьер-министра РК стал Бакытжан Сагинтаев.

Законодательная власть

Судебная власть

Политические партии

Местные органы власти

Полиция и вооружённые силы

Внешняя политика

 

СРС №6

Основы административного права

Администрати́вное пра́во — это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Административное право — совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления.

Административное право есть совокупность правовых норм, посредством которых осуществляется публичное управление в государстве, общине и объединении и при помощи которых регулируется социальное право всех находящихся в государстве политических общностей.

Административное право существует в «двух „данностях“ — в сфере государственного управления и в сфере общественного (полицейского) порядка», «связь этих двух частей административного права, несмотря на авто­номный характер каждой, органична и несомненна: управленческое право регламентирует государственно-управленческие отношения, полицейское право — их особую разновидность: отношения в сфере общественного порядка или полицейские отношения».

Современное административное право включает в себя следующие отрасли и институты:

Военное право

Право государственной безопасности

Право внешних сношений

Таможенное право

Экономическое право

Финансовое право

Социальное право

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: — общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); — международные акты, действующие в данной сфере правоотношений.

СРС №7

Основы финансового права

Финансовое право

Финансовое право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе фи- нансовой деятельности государства, для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый отдельный период развития.

С одной стороны, предметом финансового права как науки является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Эта наука представляет собой систему специфиче- ских знаний о финансовом праве, имеющую достаточную степень единства, систематизации и обобщения. С другой стороны, предметом финансового права являются общественные отношения, возни- кающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности по образованию, распре- делению и использованию фондов денежных средств. Такие отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что одной стороной в них всегда выступает государство или его орган.

Метод финансового права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воз- действия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные от- ношения.

Финансовое право состоит из двух частей: к общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, вопросы финансового регулирования, финансового контроля в государстве; особенная часть включает в себя расположенные в определенном порядке институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основные институты финансового права: бюджетное право, налоговое право, право, регулирующее кредитные, эмиссионные, валютные и другие финансовые отношения.

Система финансового права – нормы, закрепляющие финансовую деятельность, её задачи, методы, формы. Это группа норм, устанавливающих компетенцию финансовой деятельности:

1. Нормы финансового контроля.

2. Нормы финансовой ответственности.

3. Первый институт - бюджетное право (финансовое право не может существовать без бюджетного права).

4. Бюджетные и не бюджетные фонды.

5. Государственные фонды.

6. Государственный кредит, государственное страхование, государственные расходы.

7. Банковское кредитование.

8. Денежное обращение и расчёт.

9. Валютное регулирование.

 

СРС №8

Основы экологического и земельного права

Экологическое право - это самостоятельная отрасль казахстанского право, которое призвано изучать направление деятельности государства в области правого регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Предметом экологического права являются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы.

Эколого-правовой метод регулирования проявляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и правового статуса субъектов права.

Общая часть экологического права включает понятие, предмет, метод, принципы, источники экологического права; право собственности на природные ресурсы; право природопользования; государственное регулирование и управление экологопользованием и охраной окружающей среды; экологический контроль, экологическая экспертиза, экологический мониторинг; ответственность за нарушение экологического законодательства. В особенной части расположены институты эколого-правового режима использования и охраны природных ресурсов.

Классификация источников экологического права:

- по юридической силе: законы и подзаконные акты;

- в соответствии с законом РК о нормативно-правовых актах (24.03.98г): основные и производные;

- по предмету регулирования: общие и специальные;

- по отраслям законодательства (нормы земельного, водного т.д.);

- по характеру правового регулирования (материальные и процессуальные);

- по содержанию (комплексные, природоохранные, природно-ресурсовые, средозащитные);

- по степени значимости (основные и вспомогательные).

Конституция РК и ГК РК определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы и иное имущество. В экологическом законодательстве закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр и т.д.

Субъекты права собственности на природные ресурсы: государство, физические лица, юридические лица и исполнительные органы. Экологопользование подразделяют на три основные группы: в зависимости от объекта (общее, специальное); в зависимости от субъектов (организации и граждан); в зависимости от вида эксплуатируемых природных объектов (землепользование, лесопользование, недропользование т.д.).

Предметом земельно-правового регулирования являются не всякие отношения по поводу земли, а лишь те, которые имеют определенное экономическое содержание. В этих отношениях земля выступает объектом собственности и пользования, служит всеобщим территориальным пространственным базисом производственно-хозяйственной, социальной деятельности, а в сельском и лесном хозяйстве главным средством и условием производства. При всей множественности выполняемых землей экономических, социальных и иных функций ее объективные особенности предполагают необходимость комплексного, координированного правового регулирования земельных отношений.

Содержание земельных отношений зависит от видов и форм собственности на землю, проводимых в обществе экономических и социальных преобразований, конкретных целей, задач земельной политики.

Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельного правового регулирования. Исходя из содержания земельного законодательства, к общей части следует отнести институты: права собственности на землю; права землепользования; государственного управления земельным фондом; защиты права собственности и иных вещных прав на землю; юридической ответственности за земельные правонарушения; земельного процесса. Нормы институтов общей части земельного права действуют напрямую либо опосредованно — через нормы институтов особенной части. Последними они конкретизируются, детализируются с учетом специфики подлежащих регулированию вопросов земельных отношений.

Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим использования и охраны отдельных категорий земель. В соответствии с предусмотренными в законодательстве категориями земель, выделенными по их основному целевому назначению, особенная часть включает следующие институты, определяющие правовой режим: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земель особо охраняемых природных территорий; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Институты особенной части отражают специфику, особенности правового регулирования отношений управления, использования и охраны земель каждой отдельной категории земельного фонда.

 

About maximios

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

48 − 45 =