Политическая система: понятие, структура, функции, типы

В современной науке сложились два подхода к анализу политической системы: системный и институциональный.

Классический институционализм рассматривает политиче­скую систему как реальный сложный механизм формирова­ния и реализации власти в обществе. Дает структурно-функ­циональное описание политической системы, рассматривая ее как совокупность формальных государственных и общест­венных институтов и организаций, формально-юридических актов. Акцентирует внимание на статичном состоянии поли­тической системы. Процессы ее трансформации, динамики в социальном пространстве целенаправленно не исследуются.

Авторами системного исследования политической систе­мы являются американские ученые Толкотт Парсонс (1902-1979), Габриэль Алмонд (1911-2002), Карл Дойч (1912-1992), Дэвид Истон(1917). Системный подход позволяет концептуально осмыслить содержание и принципы функци­онирования политической системы, выявить ее внутреннюю структуру и функции, взаимодействие с внешней средой и другими социальными подсистемами (экономическими, со­циокультурными, правовыми).

Системный подход позволяет исследовать развитие поли­тической системы, механизмы ее воспроизводства, «регули­рующие» и «саморегулирующие» потенциалы, способные корректировать внутренние процессы и структуры с целью предотвращения саморазрушения системы, обеспечения ее динамики в социальном пространстве (Д. Истон).

Для комплексного исследования политической системы важно изучить как статическое, так и динамическое ее со­стояние.

Политическая система — целостная и динамичная со­вокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга по­литических институтов, политических отношений, полити­ческих и правовых норм, политического сознания, на основе которых формируется политическая власть и осуществляет­ся ее реализация в обществе. Политическая система имеет определенную структуру, основные элементы которой (по­литические институты, политические отношения, полити­ческие и правовые нормы, политическое сознание) характе­ризуют различные стороны ее жизнедеятельности.

Политическими институтами и учреждениями явля­ются государство, политические партии, общественные организации и движения, СМИ, другие социально и политически активные формальные и неформальные объединения, сою­зы, группы, комитеты, комиссии и т.д. Все они связаны между собой и взаимодействуют в политической жизни об­щества и его управлении.

Политическая система есть универсальная управляющая система общества, элементы которой связаны политически­ми отношениями. Политические отношения есть устойчи­вый характер взаимосвязей и взаимодействий субъектов по­литики, основанных на борьбе—сотрудничестве—соперни­честве, господстве—подчинении по поводу распределения властных полномочий в обществе.

Пределы властных полномочий институтов, органов управ­ления, политические отношения, нрава и обязанности граж­дан, их действия и поведение регулируются в обществе спе­циальными правовыми и политическими нормами. Полити­ческие и правовые нормы — совокупность узаконенных в обществе обязательных для исполнения государственных правил, принципов, регулируемых процессы и отношения в той или иной области политики. К политическим нормам от­носятся также программы, уставы и иные документы поли­тических партий и общественных объединений, которые мо­гут носить как обязательный, так и рекомендательный ха­рактер для их членов. К ним можно отнести и сложившиеся в обществе традиции, обычаи, нормы и ценности политиче­ской морали.

Большое влияние на функционирование политической системы оказывает политическое сознание совокупность политических знаний, ценностей, убеждений, эмоциональ­но-чувственных представлений, которые выражают отноше­ние граждан к политической действительности, определяют и объясняют их политическое поведение. Восприятие и осоз­нание политических процессов и идей в известной степени находят выражение в политической культуре и политиче­ской идеологии, которые также можно отнести к элементам политической системы.

Все структурные элементы тесно связаны между собой, взаимодействуют, обусловливаются и этим делают поли­тическую систему единым целостным управляемым меха­низмом.

Политическая система обладает верховенством и относи­тельной автономией по отношению к другим общественным системам, отличается от них также преобладанием властных механизмов и методов воздействия на общество.

Практическая значимость политической системы очень многогранна. Политическая система выполняет следующие функции: формообразования (организация в обществе поли­тической власти и ее обеспечение); легитимационную (под­тверждение законности права политических институтов на управление обществом); политического целеполагания (опре­деление целей социально-политического развития общест­ва); мобилизационную (деятельность по максимальному ис­пользованию ресурсов для достижения намеченных целей); суверенизационную (обеспечение целостного, независимого управленческого воздействия на общественные процессы); ре­гуляционную (регулирование общественных отношений, ре­жима социально-политической деятельности); интеграцион­ную (сохранение целостности и устойчивости социальной си­стемы, обеспечение общественного согласия и стабильности); политической социализации. Схема функционирования по­литической системы представлена на рис. 1.2.

Окружающая среда

Вывод

требования поддержка

решения действия

Окружающая среда Обратная связь Окружающая среда

Окружающая среда Окружающая среда

Рис. 1.2. Функционирование политической системы по Д. Истону

Окружающая среда — совокупность оказывающих воз­действие на человека факторов социального и пространст­венного окружения (социальных, политических, культур­ных, экономических, географических, экологических), потенциально значимых для политической жизни общества и политической системы.

Ввод — воздействие окружающей среды на политиче­скую систему. Факт того, что политическая система имеет вход (поступающие извне импульсы) и выход (политические решения и политические действия), впервые отметил Д. Ис­тон. Г. Алмонд одним из первых описал четыре функции входа: политическая социализация, привлечение граждан к участию, артикуляция и агрегирование их интересов. Роль входящих факторов выполняют политические партии, об­щественные организации и движения, группы по интересам, группы давления, складывающиеся отношения с иностран­ными государствами, отдельные индивидуумы. Главными вводами, производящими наибольший эффект на политиче­скую систему, являются требования и поддержка. Требова­ния выполняют роль сигналов о необходимости тех или иных изменений в политической системе. Поддержка, на­против, свидетельствует об удовлетворенности окружающей среды действиями системы и способствует ее стабилизации.

Вывод — обратное воздействие политической системы на среду. Г. Алмонд описывает три функции выхода — разра­ботка норм, их применение, контроль за их соблюдением. Выводами могут быть законы, указы, постановления, распо­ряжения, решения суда, а также другие политические дей­ствия институтов, регулирующих процесс общения обще­ства и государства.

Обратная связь выступает как результат реакции обще­ства в ответ на вывод, принятое политическое решение. Дан­ные связи могут либо усиливать, либо ослаблять поддержку, оказываемую обществом политической системе. Обратная связь может воздействовать на выбор и содержание новых вводов. Информация о воздействии выводов на общество вновь поступает во властные структуры, что делает их работу более эффективной, дает возможность им корректировать свои выводы.

Процесс дробления изучаемого объекта по определенно­му признаку на группы, называемыми типами, составляет его типологию. Типология политической системы определя­ется по целому ряду признаков. Так, конкретные политичес­кие системы классифицируются в зависимости от типа общества: политическая система феодального, капиталисти­ческого, социалистического общества (различие идет по при­знаку принадлежности к той или иной общественно-эконо­мической формации); политическая система традиционного, индустриального, постиндустриального, информационного общества (различие идет по стадиям роста); политическая система западной, латиноамериканской, мусульманской, славяно-православной, китайской, японской и других циви­лизаций (различие идет по цивилизациям как совокупности характерных черт, присущих группе стран и народов).

Политические системы классифицируются: по формам правления(демократические, недемократические); по мес­ту сосредоточения исполнительной власти(президент­ские, парламентские или смешанные); по политическому режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические); по характеру социально-политических отношений(ста­бильные или нестабильные, умеренно- или остроконфликт­ные либо консенсусные); в зависимости от взаимодействия с окружающей средой(открытые, закрытые), типа госу­дарства(политическая система монархии или республики); политико-правового статуса государства(конституцион­ные и неконституционные, с развитыми и неразвитыми пра­вовыми структурами); по политической культуре(патри­архальные, подданнические, активистские) и по другим признакам.

Политическая система гарантирует элементарный поря­док в стихии человеческого общежития и позволяет индиви­дам удовлетворять их потребности и интересы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

40 − = 39