Первобытное хозяйство восточных славян и его разложение

Первоначально предки славян заселяли степи между Днепром и Одером. Затем часть славян двинулась на юг, на Балканы, и составила впоследствии группу южных славян (народы Болгарии и Югославии). Другая часть мигрировала на северо-запад и образовала группу запад­ных славян (поляки, чехи, словаки); третья переселилась на северо-восток и составила группу восточных славян (русские, украинцы, белорусы).

В те времена большую часть территории России зани­мали леса. Славяне, углубляясь в леса и болота из южных степей все дальше на север, продолжали заниматься земле­делием. Земледелие долго оставалось подсечно-огневым.Чтобы отвоевать у леса землю для посева, деревья подру­бали (подсекали), и они засыхали на корню. Затем их сжи­гали и золой удобряли почву. Отвоеванный таким обра­зом у леса участок засевали два-три года, пока удобренная земля давала хорошие урожаи, затем выжигали под поле новый участок леса. Главным орудием земледелия была соха. В условиях северных лесов с пнями и корнями дере­вьев плуг появиться не мог.

Приблизительно к VII в. н.э. происходит переход к переложной и двухпольной системам земледелия.При переложной системе пшеницу сеяли несколько лет подряд, до истощения почвы. Затем поле забрасывали и распахи­вали новое, а прежнее зарастало. Когда истощалось вто­рое, могли вернуться к первому. При двухпольной системе наличная пашня делилась на два поля, которые засеивались поочередно.

С развитием земледелия менялись и социальные отно­шения. Подсечное земледелие требовало коллективного труда и задержало распад родового строя.Родовая патри­архальная община, т.е. большая семья, состоявшая из род­ственников по мужской линии, вела общее хозяйство. Община составляла небольшой поселок из деревянных жилищ, окруженный тыном, т.е. частоколом из заострен­ных и вертикально вкопанных в землю бревен. Такие укреп­ленные поселки назывались городищами. При переходе к переложной и двухпольной системам, когда у леса были отвоеваны уже значительные площади под пашни, земле­делие перестало нуждаться в общинном труде, и родовая община перерастает в сельскую, аналогичную марке у фран­ков. У восточных славян сельская община именовалась вер­вью на юге и миром на севере. Теперь общее хозяйство рода делилось на частные хозяйства отдельных семей, семейных пар. В общинной собственности оставалась теперь лишь земля, но и она для пользования делилась между семьями. Все остальное имущество было в частной собственности. Там, где появилась частная собственность, неизбежно появ­ляются богатые и сильные люди. У славян, как и у других народов, феодализм формировался сложным путем выде­ления военной верхушки.

Распад родовых общин и переход к сельским, по выра­жению академика Б. А. Рыбакова, был восстанием детей против отцов. Когда члены рода требовали имущественного выделения из общего хозяйства рода, это было восстанием против тех, кто стоял во главе рода. В этой борьбе стремя­щиеся к самостоятельности члены рода становились часто изгоями, т.е. изгнанными из рода без имущества и права на покровительство рода. Они были вынуждены искать покровительства у вождя племени, в состав которого вхо­дил род, т.е. у князя.

Как и у других народов, при переходе к классовому обще­ству у славян того времени был строй военной демократии.Главным органом племени было народное собрание — вече. Оно выбирало военного вождя для ведения военных дей­ствий, защиты от врагов. У франков такой военный вождь назывался королем, а у славян — князем.

С развитием хозяйства и накоплением богатства появи­лась возможность захвата значительной военной добычи. Участились военные столкновения, в связи с чем повыси­лась значимость военной дружины, возглавляемой князем. Сначала состав этих дружин был временным — они состо­яли из отроков, т.е. молодых людей, не имевших своих семьи и хозяйства и выполнявших военную повинность. Некото­рые отроки, испытав сладость побед и воинской доблести, отказывались после окончания срока службы возвращаться в общины к крестьянскому труду. Самый известный герой былин Илья Муромец, почувствовав «силу богатырскую», лишь один день попахав на поле отца, отправился нани­маться к князю дружинником. Охотно принимали в дру­жину князья и изгоев. Так дружина все более приобретала постоянный характер: теперь она в основном состояла из военных-профессионалов, оторвавшихся от общин и кре­стьянской жизни. Эти люди и составили господствующую группу общества. Они были и самыми сильными, как воен­ные профессионалы, имеющие оружие и владеющие им, и самыми богатыми, потому что в их руки попадала воен­ная добыча.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

38 − 36 =