Основы христианского воспитания детей в семье

Брак как росширение личности, рождение человека в новой полноте

Брак - просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, рождает­ся в мир в новой полноте. Только в браке возможно полное познание человека, видение другой личности. В браке человек погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это познание дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее.

Эта полнота еще более углубляется с возникновением из двоих, слитых вместе, третьего - их ребенка. Совершен­ная супружеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства. Но если между родителями существует непобежденный разлад, противоречие, то и ребенок будет порождением этого про­тиворечия и продолжит его.

Через таинство брака даруется благодать и на воспи­тание детей, которой христианские супруги в своей роди­тельской деятельности лишь содействуют, как сказано у апостола Павла: "Не я впрочем, а благодать Божия, кото­рая со мною" (1Кор. 15, 10). Тайно, но ощутимо содей­ствуют родителям в воспитании детей, отвращая от них различные опасности, Ангелы-хранители, приданные мла­денцам от святого крещения.

Если в браке совершилось только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над своей самостью и горды­ней, то это отразится и на ребенке, повлечет неминуемое отчуждение его от родителей.

Нельзя насильно удержать, внушить, заставить ребен­ка быть таким, как этого хотят отец или мать. Потому для воспитания детей самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими истинной духовной жизнью и освя­щенными любовью. (2. 291)

Любовь родителей к своим, детям как основа христианского воспитания

Без любви родителей к своим детям нельзя говорить о христианском воспитании. Родительская любовь - особая любовь, это любовь жертвенная и бескорыстная. Каждый из членов се­мьи призван отыскать себя. Личность любящего должна стать сильнее и богаче прежней. "Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин. 12, 24). Это подлинная аскеза семейной жизни - трудная и мучительная. "Я" каждого из родителей ущемляется, ломается, подавля­ется нуждами других членов семьи. Бессонные ночи, физи­ческая усталость, скованность, беспокойство - всего этого не избежать. Отец может почувствовать себя заброшенным из-за того, что жена стала больше внимания уделять мате­ринским обязанностям. Христианство учит, что доброволь­ная жертва хотя бы частью гипертрофированного "я" может стать началом созидания нового, лучшего человека. Наряду с готовностью принести в жертву часть своего "я" развивается не менее сильное желание познать "я" других, понять потреб­ности их личностей, взгляды на жизнь, их способности.

Чтобы глубже осмыслить отношения с собственными детьми, родители нуждаются в духовном руководстве и творческом вдохновении. В основе этих отношений - любовь, полная ответственности, признающая авторитет, созданная на уважении и стремлении понять личность ребенка. С христианской точки зрения родительская любовь обла­дает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершенно беско­рыстна, и образец этому - любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Любовь матери к ребенку наполняет ее жизнь, обо­гащает ее. Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Ребенок вырастает и уходит от родителей. Жертвенный, христианский смысл родительской любви состоит в признании этого факта. Об­разы Авраама и Исаака и сегодня образец для родителей, которые жаждут посвятить жизнь ребенка Богу - не пре­рвать его жизнь, а подчинить ее больше Богу, чем самим себе. Это прекрасно выражено на иконах Богоматери с Мла­денцем, прямо сидящим на Ее коленях: Ее руки обнимают Его, не прижимая к Себе. (1. 77-78)

Переход детей на более высокий духовный уровень - основная цель семейного воспитания

Человек начинает свою жизнь в семье, которую он не создавал, это семья его - отца и матери, и он входит в нее через рождение, задолго до того, как ему удастся осознать самого себя и окружающий мир. И. А. Ильин говорил, что ребенок получает эту семью как особый дар судьбы. В основе брака лежит выбор и решение, а ребенку не при­ходится выбирать и решать. Отец и мать как бы образуют судьбу, которая выпадает на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить - ему оста­ется только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве, в лоне семьи. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями, и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духов­ным представителем своей семьи, как бы живым символом ее семейного духа. (5. 142)

Семья, являясь наследницей и хранительницей духов­но-нравственных традиций, больше всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не толь­ко хранить, но и умножать то, что досталось нам от преды­дущих поколений. С духовной точки зрения точнее будет сказать: не умножать, а поднимать на новый уровень, и это возможно только в воцерковленной семье. Попытаемся это объяснить на простой модели. Если представить земную жизнь в виде круга, передача опыта жизни и обычаев в се­мье имеет тенденцию к постоянному повторению, и если имеются различия в каких-то психофизических или профес­сиональных проявлениях в различных поколениях, то это в рамках нашей модели изменяет только радиус круга, за­трагивая количественные характеристики жизни, не подни­мая ее на новый уровень. Чтобы изменить уровень бытия, каждое поколение должно этот круг разрывать, превращая траекторию жизни в спираль, сохраняя, умножая и возве­личивая ее, а это уже задача, которая может решаться только на духовном уровне. Дети с помощью родителей и благодати Божией побеждают в себе зачатки тех грехов и греховных наклонностей, которые достались им по наслед­ству. Переход наших детей на новый уровень духовной жизни сравнительно с нашей есть основная цель христи­анского воспитания в семье. Пусть дети опережают нас не только в физической, интеллектуальной и других сферах, но главное - чтобы они совершили прорыв в духовной сфере бытия.

Практически эта задача решается только через одухо­творение, воцерковление всего образа семейной жизни, че­рез раскрытие духовного смысла основных жизненных реа­лий, христианского понимания счастья как благобытия, блаженства в духе Нагорной проповеди, через возможность свободно развивать и реализовывать полученные от Бога творческие способности. Чувство радости и блаженства есть дары Божией благодати, которая стяжается в том числе и выполнением с виду формальных обязанностей: признанием порядка и послушанием, то есть охранением дисциплины, которая сложилась в семье.

Церковные таинства - основа духовного возрастания детей

Основой духовного возрастания детей являются таинства Церкви. В таинстве крещения Господь омывает их от первородного греха, снимая с них проклятие, тяготеющее над падшим человеческим родом. В таинстве ми­ропомазания Господь усыновляет ребенка Себе, даруя ему благодать. Зародившаяся в крещении духовная жизнь ре­бенка требует питания для своего поддержания. Господь дарует его питание в таинстве причащения. Невинных младенцев следует причащать как можно чаще. Благодать причащения Тела и Крови Господа необычайна, она взра­щивает, исцеляет и укрепляет ребенка духовно и физиче­ски. Желательно, чтобы младенец с четырех лет уже не вкушал с утра пищи или питья до причащения. (6. 136-139)

С семи лет младенец становится отроком и считается ответственным за свои поступки. С этих лет необходимо воспитать в нем духовную чистоплотность, воспитать по­требность смывать грех в таинстве покаяния через исповедование своих грехов. В таинствах Церкви дети общаются с самим Господом. Ограничивая их участие в таинствах, мы нарушаем заповедь Спасителя: "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие" (Мк. 10, 14).

Детская молитва

Дыханием духовной жизни становится молитва. Жизнь прекращается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь прекращается с остановкой молитвы. С первым пробуждением сознания надо привить ребенку понятие о Боге как источнике жизни, блага и добра. С этого же времени следует учить его молиться. Пусть ребенок усвоит на всю жизнь, что первым его движением по пробуждении должно быть сложение перстов и крестное знамение, первые слова - хвала Господу, первая беседа - молитва, первое вкушение в течение дня - причастие или принятие святой воды и освященного хлеба (просфоры, антидора, артоса). По мере воз­растания ребенка первым чтением должно быть Евангелие. Праздничные дни для него должны начинаться с посещения храма Божиего.

Молитва проявляется в трех формах: в выполнении молитвенных домашних правил, в вознесении Богу кратких молитв в течение всего дня, в посещении церковного бого­служения. Ко всем этим формам молитвы необходимо при­учать и детей.

Обычно дитя начинает молиться с "Богородицы". Ма­терь Христа - Матерь всего христианского рода. И как пер­вые слова у ребенка "мама" и "папа", так и первые его беседы с Богом должны составляться из "Богородицы" и затем "Отче наш". Следует приучать ребенка молиться за близких и накладывать на себя крестное знамение.

С ростом ребенка растет и его молитвенное правило. Для отроков, овладевших грамотой, утром и вечером посильно читать установленные Церковью утренние и вечер­ние молитвенные правила. Они занимают около 10-15 минут. Количество молитв надо увеличивать постепенно, по мере роста ребенка. Днем должно читаться правило преподобного Серафима Саровского для обремененных трудом и имею­щих мало времени мирян. Оно включает в себя: три раза "Отче наш", три раза "Богородица" и один раз "Верую". При добавлении в правило новых молитв они должны быть объяснены детям. Когда дети подрастут, им следует расска­зать историю происхождения молитв и познакомить с жиз­неописанием авторов. Читая "Святый Боже", они будут в этих словах слышать песнь ангельских хоров, виденных константинопольским мальчиком во времена патриарха Прокла. Начиная "Достойно", они будут переноситься в убогую афонскую келью, где впервые раздалось начало этой молитвы в устах Архангела Гавриила. Читая 24 про­шения вечернего правила, вспомнят о святителе Иоанне Златоусте.

В первые века христианства молитва в семье была об­щей и на нее собирались все члены семьи. Читал молитву старший в семье, а все присутствующие тихо за ним повто­ряли. Нам следует подражать этому обычаю, привлекая для чтения молитв детей по очереди. С отроческого возраста необходимо приучать детей к поясным и земным поклонам. Поклоны восполняют нашу рассеянность в молитве. Уси­лиями тела дополняется слабость внимания и нечувствие сердца. Следует обращать внимание на внешнюю манеру держаться при молитве. Хорошо заканчивать правило об­щим молитвенным пением. Чтобы оживить усердие детей, им нужно рассказывать о случаях, когда Господь выпол­нял прошения, прозвучавшие в усердной детской молитве. Детям следует заучить наизусть ряд молитв, помогающих в различных обстоятельствах. В привычку детей с ран­него возраста должна войти молитва перед едой и после нее, перед началом занятий и после них. Следует приучать их и к тому, чтобы перед уходом в школу или вообще из дома и перед отходом ко сну они подходили к родителям с просьбой перекрестить их. Крестное знамение родителей, совершаемое с верою и благоговением, имеет для ребенка великую охранительную силу.

Чтобы приучить ребенка к церковной молитве, необ­ходимо с раннего детства брать его в церковь для посеще­ния богослужений. Он не будет тяготиться богослужения­ми, если привыкнет с детства бывать на них от начала и до конца, вначале сидя, а с возрастом и стоя. Для отроков необходимо посещение воскресных и праздничных всенощных и литургий. Не следует устранять подросших детей и от ночных богослужений, когда те положены Церковью. (6. 139-147)

Пост и его влияние на духовное здоровье детей

Сам Господь указал два вида оружия в борьбе с силами тьмы: "Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21). Если необходи­мость молитвы для возжигания и под­держания духовной жизни признается всеми христианами, то пост часто не осознается или же не признается как обязательный. В быту старой русской семьи мы видим строгое исполнение постных дней - среды и пятницы - и установленных Церковью четырех многодневных постов. О необходимости для нашего духа и тела соблюде­ния постов говорит вся святоотеческая литература. По уче­нию святых отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питается молоком матери, то есть пример­но до трех лет (в древности еврейские женщины кормили младенцев своим молоком до трех лет). Исключение поста допускалось лишь для больных детей.

Вместе с необходимостью соблюдения в той или иной мере поста следует позаботиться и о предохранении детей от привычки пресыщения или слишком частого принятия пищи в это время. Нельзя потакать прихотям ребенка, да­вая ему только то, что он любит. Когда дети подрастают и определяются их характер и склонности, родителям надо проявить тактичность в отношении нормы поста. Нельзя, например, лишать их сладкого против воли или неразумно увеличивать строгость поста. Взрослых детей нельзя на­сильно держать на строгом выполнении всех норм поста, если они будут этим тяготиться. В этом случае пощение не дает пользы душе, а может ее ожесточить. Весь смысл поста - в добровольном воздержании и ограничении себя. И чтобы для взрослых детей не были тяжелы обычные нормы поста, их следует приучать к посту с самого младшего возраста. (6. 149-152)

Дети прекрасно понимают, насколько искренне сами родители соблюдают принятые правила - будь то регуляр­ное посещение храма, доброжелательство и гостеприимство, пост, воздержание от курения и алкоголя. Христианский быт строится на исполнении закона как действенного прин­ципа, как жизненной позиции, а не пустой формальности или безжизненного обряда. Родители-христиане своим по­ведением должны показать детям, что в основе всякой дис­циплины лежит принцип "да будет воля Твоя", а не принцип родительского "я так хочу".

Духовные традиции семьи. Дом как видимое проявление семейной жизни

Жизнь в Духе включает сохранение и развитие именно духовных традиций, таких, как общая семейная молитва утром, вечером и перед трапезой. Не просто формальное их прочтение, но обучение детей молитве сознательной и духовной, а это уже часть душепопечения, которое осуществляют родители с помощью своего духовного настав­ника - православного священника.

Семья в сохранении и умножении именно духовных традиций тесно переплетается с жизнью церковной. В пра­вославной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем.

Видимым проявлением семейной жизни является дом. Дом - это место, где разворачивается и телесная, и душев­ная, и духовная жизнь семьи. Надо сказать, что не любое жилое помещение можно назвать домом. Есть особое слово, выражающее любовь к дому, это слово - уют. Уют - не только эстетическая характеристика, а отражение духовно-нравственной атмосферы малой Церкви, дающее ощущение покоя и защищенности, любви и заботы. Уют - это, как правило, мерило возвращения женщины к своей первозданной сущности, мера обретения ею себя. В каком-то смысле уют - это и есть дом. (3. 121-122)

С воспитательной точки зрения особо важным поня­тием является не просто дом, а отчий дом. Именно в нем растут дети, и от того, есть он или нет, многое зависит в жизни каждого поколения. Отчий дом, его духовная и ма­териальная атмосфера складываются десятилетиями и даже веками, это видимое подтверждение благочестия и правед­ности людей, живших и живущих в нем. Он является видимым показателем духовно-нравственного и материального умножения родового богатства. Духовная жизнь семьи или отсутствие этой стороны жизни определяются отношением к отчему дому. Признаком духовного упадка является уже сложившаяся светская традиция продавать дом родителей после их смерти или разменивать квартиру родителей при образовании новой семьи. Это всегда приводит к потере дома как некоей материально-духовной совокупности. Вме­сто дома семья обретает пространство, где можно ночевать, питаться, существовать. Рождаются бездомные в духовном смысле семьи. И хорошо, если есть хотя бы осознание этой бездомности, порождающее желание создать свой дом та­ким, чтобы он с годами стал для детей действительно отчим домом.

Семья как защита от искушений мира сего

Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений мира сего. Что же могут сделать родители, что­бы помочь детям устоять против этих искушений? Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христи­анским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не надо считать то, что дают ему учителя, безусловно полезным или ней­тральным: ведь даже если он и приобретает полезные зна­ния или умения, его могут научить многим неправильным точкам зрения и идеям. Духовно-нравственная оценка ре­бенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви.

Родители должны следить, чему учат их детей, и исправлять то, что они считают вредным, придерживаясь откровенной позиции и четко выделяя моральный аспект. В Законе РФ "Об образовании" (ст. 15, п. 7) говорится: "Родителям (законным представителям) несовершеннолет­них обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образо­вательного процесса, а также с оценками успеваемости обу­чающихся" .

Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необходимо), и всему этому давать христиан­скую оценку. В тех домах, где недостает мужества отка­заться от телевизора, его просмотр надо контролировать с тем, чтобы избежать отравляющего воздействия.

Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, бес­печность, наслаждение, отказ от малейших мыслей о другом мире - это в различных формах обучение безбожию. Зная, что пытается сделать с нами мир, мы должны активно за­щищаться. Увы, когда наблюдаешь за жизнью современных православных семей и за тем, как они передают свое право­славие, создается впечатление, что эту битву с миром они куда чаще проигрывают, чем выигрывают.

И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. Мы должны быть достаточно рас­судительными, чтобы использовать в своих воспитательных целях все, что есть в нем положительного.

Ребенок, с детства приученный к классической музы­ке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искуше­ниям грубого ритма "рока", современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музы­кального воспитания. Музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к при­нятию духовных впечатлений.

Ребенок, приученный к классической литературе, ощу­тивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современ­ного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят от христианского пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классиче­ской живописи и скульптуры, не соблазнится извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусной рекламе и тем более к порнографии.

Ребенок, который знаком с мировой историей, с тем, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и дос­тойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни нашего времени и не станет сле­довать за "учителями" века сего. (4. 204-205)

Защита детей от общения с людьми, исповедующими философию безбожия

Н.Е. Пестов говорит, что, защищая детей от всех скверн мира, необходимо их оберегать и от носителей скверны. О сбережении себя от людей языческих воззрений наставляли первых христиан апостолы. Апостол Павел в послании к коринфянам пишет: "Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы" (1Кор. 15, 33) и далее: "...какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Ка­кая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго..." (2 Кор. 6, 14-16). Так же пишет и апостол Иоанн Богослов: "Кто приходит к вам и не приносит сего учения (то есть исповедания Христа), того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2Ин. 1, 10-11).

В первые века христианам запрещалось участвовать в языческих пиршествах. По рассказу святителя Григория Богослова, его мать Нонна никогда не обменивалась пожа­тием рук с языческой женщиной и не садилась для вкуше­ния пищи с язычниками. Заботу о чистоте веры, в которой росли их дети, проявляли многие праведники. Так, напри­мер, внучка праведного Филарета Милостивого, ставшая впоследствии женой константинопольского императора Константина IV Порфирородного, воспитывалась в полном уединении. "До вас она не видела никого постороннего", - сказал про нее праведный Филарет послам, объезжавшим Греческую империю для выбора достойнейшей невесты императору. Московский благочестивый купец Путилов, жив­ший в начале прошлого столетия, сам обучал своих сыно­вей, так как боялся дурного влияния на них сверстников. Его заботы и труды оправдались в полной мере: все три его сына пошли в иноки и впоследствии стали известными игуменами трех монастырей (Исаия Саровский, Моисей Оптинский и Антоний Малоярославский).

Двери христианской семьи должны быть широко от­крыты для боголюбцев, но они должны быть закрыты для людей, живущих философией безбожия. Должны быть за­крыты и для тех, кто, называя себя христианами, на деле не гнушаются смертными грехами. Апостол Павел говорил об этом в посланиях: "Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Итак, извергните развращенного из среды вас" (1Кор. 5, 11, 13). При этом допускается поверхностное общение с окружающим нехри­стианским миром. Очевидно, что надо проводить границу между вынужденными деловыми отношениями с людьми и добровольным тесным общением. Во всяком случае при при­глашении в семью знакомых, при подборе для детей товари­щей по играм надо проявлять осторожность.

Оправданием общения с беззаконниками не может служить и родственная связь. Господь родство считает не по плоти, а по духу. "Ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь" (Мк. 3, 35). Единст­венным оправданием нашего общения с близкими нам по плоти и не хотящими знать Бога может быть лишь испол­нение заповедей любви, выполнение которых обязательно по отношению ко всем без исключения. Однако в этом слу­чае общение следует ограничить необходимостью.

Ограждение от мирской литературы

Вместе с заботой о подборе духовно питающей литературы следует оберегать детей от книг, неблагоприятно влияющих на их души. Это, как счи­тал Н.Е. Пестов, есть следующий осо­бый момент в ограждении детей от соблазнов мира сего.

Для детей младшего возраста лучшим чтением являют­ся сказки. Но есть много сказок и рассказов, где автор вы­водит бесов в шутливом тоне. Диавол и его темные полчи­ща, напоминает Пестов, - враги человека, по словам Самого Господа (Мф. 13, 28), и поэтому нельзя рисовать их детям в качестве глуповатых или смешных существ. При правиль­ной духовной настроенности христианин должен быть все­гда бдительным против своего врага и не обманываться в отношении его силы, злобы, коварства. Преподобный Серафим Саровский говорил, что если бы благодать Божия не охраняла людей, то сатана одним ногтем смел бы с лица земли все человечество.

Привитие с детства пренебрежительного отношения к темной силе притупляет в дальнейшем нашу бдитель­ность. Кроме того, нельзя одобрять произношение богопро­тивного имени. Но вместе с тем детям младшего возраста нельзя рисовать бесов в истинном свете, так как это будет их устрашать и делать пугливыми. Для маленьких детей вообще не должно существовать темной стороны жизни. Когда они подрастут, разумно познакомить детей с истинным характером темных сил и способами борьбы с ними, поль­зуясь описаниями опыта святых и подвижников.

Следует оберегать детей от чтения книг кощунствен­ного характера, богоборческих, безнравственных, сеющих нечистые помыслы. Всякая книга, написанная безбожни­ком, носит отпечаток безбожного миросозерцания ее автора и в какой-то мере побуждает читателя смотреть на мир его глазами.

Для примера Н.Е. Пестов приводит сочинения Марка Твена, которого считают детским классиком. В произведе­ниях "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна" Марк Твен рисует образы антихристианского характера, в которых тление греха прикрыто личиной доб­лести. Для его героев не существует Бог. Основные черты их поведения по отношению к старшим - непослушание и обман. Мальчики курят, воруют, вступают в драки - и все это автор возводит в доблесть.

Сохранение детей от пристрастий мира

Необходимо, как считал Пестов, сохранять детей от пристрастий мира. "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненави­деть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне" (Мф. 6, 24). Так предупреждает нас Господь.

Пристрастием к земным благам наши дети могут зара­зиться от нас, если мы не свободны от этого порока. Соби­рание материальных ценностей под каким-либо предлогом - это нарушение заповедей Господних.

Пристрастием могут стать не только материальные ценности, но и достижения науки и прогресс техники. Не через светскую науку лежит путь, ведущий к главной цели жизни христианина. К ней можно прийти лишь путем стя­жания Духа Святого. Необходимо следить, чтобы занятия наукой не захватывали все внимание и все время наших детей, но чтобы у них свято соблюдались воскресные и праздничные дни с обязательным посещением богослуже­ния. Пусть останутся нетронутыми для мирских занятий утренние и вечерние минуты, отведенные для молитв.

И чем бы ни увлекалось дитя - наукой, техникой, ис­кусством, - родители должны внимательно следить за тем, какое значение придает ребенок этим занятиям. Следует бояться того, чтобы что-либо не стало для детей кумиром и не отдалило бы их от Бога, заглушив рост духовной жизни. Это признак духовной болезни, с которой надо бороться. Это признак нездоровой атмосферы, окружающей детей.

Общение Бога и человеческой души совершается лишь в условиях тишины, мира, глубокого спокойствия и сосредоточенности. Следует, по совету Пестова, оберегать детей от развлечений, нарушающих покой и внутренний мир, и стараться воспитывать детей в уединении и тишине. Если у родителей есть возможность выбора между городом и де­ревней, следует выбрать деревню. Там меньше соблазнов, развлечений и суеты. Там легче создать для детей тихую, трудовую жизнь, легче привить вкус к хорошей книге, сроднить с природой, приучить к нерассеянной молитве. Там больше времени, чтобы задуматься о Боге и Вечности.

Много труднее воспитать детей в городе с присущими ему развлечениями. Нельзя запретить им все развлечения. Можно позволить ходить в кино или театр, но не следует самим побуждать их к этому. Конечно, родители должны выбирать наиболее подходящие пьесы и фильмы, например, исторические или научные. Так же следует решать вопрос и с танцами. Не надо запрещать, если дети этого очень хотят, но не следует и побуждать.

В отношении развлечений родители сами должны подавать пример тихой сосредоточенной жизни, посвящен­ной самоотверженному служению ближним, жизни в страхе Божием, жизни в Боге и с Богом. И если нельзя в полной мере устранить детей от соблазнов мира, то пусть родители боятся сами толкать их на развлечения, вспоминая слова Господа: "Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф. 18, 7).

About

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

93 − = 83