Рубрика: News

Коагулирование воды

Предварительная очистка воды

Лекция 3, 4. Основные стадии подготовки ХОВ

На электростанциях предварительную очистку воды применяют для подготовки добавочной воды котлов высокого и сверхвысокого давления перед химическим обессоливанием, котлов среднего давления и испарителей перед Na-катионированием.

Предварительная очистка воды, состоящая в удалении грубодисперсных и коллоидных примесей, необходима для повышения надёжности и экономичности работы ионитной части ВПУ. Присутствие органических загрязнений в воде приводит к преждевременному «старению» анионитов, что ведет к уменьшению глубины очистки и увеличению расхода реагентов на регенерацию анионита.

В схемах очистки обычно совмещаются несколько технологических процессов:

- коагулирование и осветление;

- коагулнрование, известкование и осветление;

- коагулирование, известкование, магнезиальное обескремнивание и осветление;

- коагулирование, известкование, содовая обработка и осветление.

Целесообразность этого совмещения определяется не только экономичностью аппаратов, но и взаимным положительным влиянием процессов очистки, проводимых в одном технологическом процессе.

Обработка воды коагулированием - добавление в воду раствора солей Fe и Al, или их смеси. Коагулирование - это процесс укрупнения коллоидных частиц за счет их слипания под влиянием молекулярных сил притяжения.

Наиболее часто применяемые коагулянты:

- сульфат алюминия (очищенный) - А12(SО4)3* 18H2O

- алюминат натрия - NaAlO2

- полихлорид алюминия - Аl2(ОН)п*С16-п

- квасцы алюмокалиевые - KAl(SO4)2* 12Н2О

- хлорное железо - FеС13*6Н2O

- железный купорос - FeSO4*7H2O и т.д.

Коллоидные системы состоят из воды, являющейся дисперсной средой, и массы распределенных в ней коллоидных частиц, являющимися дисперсной фазой. Устойчивость коллоидных систем зависит абсорбционных и электрокинетических свойств коллоидных части обладающих сложной структурой (адсорбция - явление изменения содержания данного компонента в поверхностном слое по сравнению; с содержанием его во внутренних слоях). При погружении в природную воду, т.е. раствор электролита, твердого тела поверхность его выделяет или адсорбирует из него ионы. Адсорбируются обычно ионы, входящие в состав этого твердого тела. В результате поглощения ионов или выделения их в раствор поверхность тела приобретает заряд. Противоположно заряженные ионы, находящиеся растворе, собираются у его поверхности вследствие электростатического притяжения, образуя коллоидную частицу.

Тепловое движение ионов в растворе сообщает слою окружающих частицу противоионов диффузный характер (чем дальше от поверхности частицы, тем меньше концентрация избыточных против ионов).

Коллоидная частичка вместе с окружающим диффузным слоем называется мицеллой. Формула мицеллы золя гидроксида железа:

{m[Fe(OH)3]n ,

где Fe(OH)3 - ядро

nH+ - потенциально образованные ионы;

и - противоионы (образуют второй электрический слой);

в результате частица имеет положительный заряд;

образуют диффузный слой.

Рис. 3.1. Мицелла

Формула мицеллы золя, образующегося при гидролизе хлорида алюминия:

{m[Al(OH)3]n .

В отличие от золей коагулянтов большинство природных вод заряжено отрицательно. К таким коллоидам относятся кремнекислота и гуминовые вещества: мицелла SiO2 имеет следующий вид:

{(Si02)mnSi 2(n-x)H+}2x H+

При движении коллоидных частиц некоторый слой ионов ос­тается неподвижным, связанным с их поверхностью. Часть же ио­нов диффузного слоя отрывается от частицы, при этом возникает разность потенциалов, так называемый дзета-потенциал ( -потенциал), который может рассматриваться как мера стабильности коллоидных систем. При снижении - потенциала уменьшается ста­бильность системы. Коагуляция коллоидных систем наступает при критическом значении - потенциала, когда силы отталкивания ме­жду одноименно заряженными частицами уменьшаются, частицы слипаются, увеличиваются в размерах, происходит коагуляция и образование осадка.

Коагуляция также происходит при сжатии диффузного слоя, при добавлении в раствор коагулянта. При этом расстояние между колло­идными частицами снижается.

В водоподготовке применяются следующие коагулянты: соли слабых оснований и сильных кислот (сульфаты алюминия и железа). При растворении их в воде в результате гидролиза образуются мало­растворимые основания.

Гидролиз солей алюминия, используемых в качестве коагулянта:

или суммарно:

Степень гидролиза возрастает со снижением концентрации раствора, а также при увеличении его температуры и рН. Гидролиз алюминия - амфотерное соединение, т.е. обладает кислыми и щелочными свойствами.

Концентрация водородных ионов, при которой гидролиз алюминия имеет минимальную растворимость, находится в пределах рН = 6 Осаждение гидроксида алюминия начинается при рН = 3 и достигает полноты при рН = 7. При дальнейшем увеличении рН осадок начинает растворяться, при рН = 9 растворение становится заметным.

Гидролиз железного купороса протекает в два этапа:

или суммарно:

Гидролиз железа происходит быстрее при рН = 5 . Таким образом, при добавлении к воде растворов в течение нескольких секунд происходит гидролиз солей железа или алюминия и образуются коллоидные частицы гидроксида этих металлов. Коллоидные примеси из воды адсорбируются на поверхности частиц гидроксидов металлов, и осаждение происходит под действием растворенных в воде электролитов.

Оптимальная доза коагулянта, при которой достигается достаточно быстрое осветление, зависит от физико-химических свойств примесей воды, а также от ее температуры. Эту дозу невозможно установить, пользуясь только данными анализа воды. Определяют ее экспериментальным методом лабораторного коагулирования. Опыты по определению оптимальной дозы коагулянта и оптимальных значений рН нужно проводить по сезонам года, чтобы иметь возможность корректировать их в зависимости от изменения состава воды.

Дни интенсивного процесса коагуляции в дополнение к основным коагулянтам применяют флокулянты, которые по химическому составу бывают: минеральные (активированная кремниевая кислота) и органические (полиакрил натрия, полиакриламид). Некоторая интенсификация процесса может быть достигнута применением окислителей: O2, O3, С12 или KMnO4 (перманганат калия). На рис. 2.2 приведена схема осветлителя типа ЦНИН.

Published in News by .

Фундаментальная онтология М. Хайдеггера

Хайдеггер усматривает сущность философии в особом философском созерцании, которое является предпосылкой мышления. “Я должен через это созерцание уловить особенности мира, чтобы затем мыслить о нем”. Такое созерцание, конечно связано с рассудком, повторят Хайдеггер вслед за Кантом, “но необходимая принадлежность чувственности и рассудка к сущностному единству не исключает, а подразумевает тот факт, что существует иерархичность в структурированном на основании мышления созерцании...”[376].

Наука, по мнению Хайдеггера, – выступает лишь средством упорядочивания (конструирования, интерпретации, моделирования, идеализации и т. д.) мира. А это представляет собой опредмечивание сущего, то есть выявление лишь отдельных сторон бытия, его состояний. Это наглядно проявляется в создании понятийного аппарата каждой из наук, различие которых как раз и связано с описанием разных предметных областей. Немецкий философ задает справедливый вопрос об обоснованности такого подхода в качестве познания сущности бытия в целом и указывает, что в философии существует область, связанная с разработкой общей онтологической картины мира, которая лежит в основе конкретных наук, является наукой самой по себе. Науки описывают как бы локальные картины мира, по сравнению с общефилософским представлением его в целом. Без этого достичь понимания мира невозможно, но оно недостаточно, полная картина может быть представлена лишь в философии.

Бытие средствами науки познать нельзя, им лишь можно овладеть с помощью философии, которая и представляет собой истинное мышление. Философия мыслит о смысле, который делает вещь именно таковой, какой она есть. Истина бытия не связана с ее практическим использованием, как это осуществляется в науках. Цель наук – овладение миром, но не понимание смысла. Философия же не стремится овладеть бытием, а направлена на постижение его смыслов. Поэтому философское мышление так близко стоит к поэзии и вообще к слову[377]. Постигая смысл бытия философ самоосуществляется в нем.

Ученый при исследовании все время смотрит на мир как бы сквозь “предметные очки”. Философски же мыслящий человек должен не отворачиваться от бытия при помощи предметного ограничения, а напротив, повернуться к нему лицом и слушать его зов, постигать его тайны, которые современный мир науки и техники все больше закрывает от нас. При этом вслушивающегося в “зов бытия” совсем не должен смущать тот факт, что он может ослышаться. Здесь нет готовых истин, а есть лишь постижение смысла. Человеку не дано проникнуть в смысл бытия, но оно само может приоткрыть свою тайну человеку.

Поскольку бытие само должно раскрыться человеку, то метафизика и должна заниматься человеком. Но не индивидом, а человеком как особой структуры бытия - вот-бытием. Соответственно, это требует особого обоснования места вот-бытия в бытии как таковом. "Раскрытие бытийной конституции вот-бытия есть онтология. Поскольку в ней должна быть заложена основа возможности метафизики, – фундамент которой суть конечность вот-бытия, – она называется фундаментальной онтологией"[378].

Онтологическая система, говорит философ, есть всегда конструкция или проект. Проектируя мы постигаем. Но это не просто свободная и анархичная мыслительная конструкция, а та которая дает нам понимание бытия. "Каждая фундаментально онтологическая конструкция осуществляет себя в том, что позволяет увидеть ее проект, т.е. в том, как она проводит вот-бытие к его открытости и позволяет его внутренней метафизике вот-здесь-быть (da-sein läßt)"[379]. Такая конструкция, как бы обнажает перед нами внутреннею сущность бытия. Это процесс "схватывания" того, что лежит в основе метафизического "перво-факта". Или иначе, конечность вот-бытия.

"Конечность вот-бытия – понимание бытия – лежит в забвении"[380] Онтологическая конструкция вырывает из забвения. Поэтому метод такого вырывания – "припоминание" (Widererinnerung)" . Главный (решающий) способ бытия, дающий бытийное понимание человека (вот-бытия) – повседневность. Но это не просто психологическое описание переживаний индивида. Оно важно, но недостаточно. "Экзистенциальная аналитика повседневности не станет описывать, как мы обходимся с ножом и вилкой. Она должна показывать, что и как в основе всякого обхождения с сущим, для которого именно так все и выглядит, как будто бы дано только лишь сущее, – уже лежит трансценденция вот-бытия – в-мире-бытие"[381]. Метафизика вот-бытия имеет свою истину, которая всегда сокрыта.

Фундаментально-онтологическая аналитика вот-бытия, интерпретируя трансценденцию вырабатывает "страх" как основное состояние в возможности понять бытие. Страх заставляет переосмыслить понятие "забота", как "дрожь всего существующего". Понятие заботы есть первая стадия фундаментальной онтологии.

Вот-бытие временно или есть временность, но не в обыденном понимании времени. Временность – это смысл бытия сущего, это горизонт понимания бытия[382].

Время всегда онтологический разграничитель регионов сущего. Например, есть временно сущее : процессы природы и события истории. Есть вневременно сущее (пространство, количественные отношения). Есть надвременная сущность – вечность. Итак, временное – это грань существующего, существующего в это время. То есть время приобретает исключительно онтологическую сущность. Бытие является постижимым только относительно времени, поэтому его нельзя исследовать изолированно от него. Важно выяснить проблему бытия во времени, то есть как присутствующее бытие.

Поэтому основная проблема фундаментальной онтологии понятие временности в качестве трансцендентной первоструктуры. А для этого необходима экзистенциальная интерпретация совести, долга и смерти. Поэтом у "метафизика есть не то, что человеком только "создается" в системах и учениях, но – бытийное понимание, его проект и его отказ, свершающееся в вот-бытии как таковом"[383].

Далее Хайдеггер говорит о том, что метод исследования онтологии, не может быть основан на только мыслительной спекуляции. Необходимо исследовать вещи сами по себе, в их сущности, то есть, иначе говоря феномены. Таким образом, это феноменологический метод. Феномен нельзя путать с явлением. Явление указывает на что-либо в сущем, то есть на одну сторону предмета, но оно может не указывать на сущность как таковую. Феномен – это само себя показывающее бытие, то есть очевидное для нас сущее. То есть, феноменология это прямое понимание предметов, которая, в конечном счете, показывает бытие сущего. Феномен и есть то, что составляет бытие. Поэтому современная онтология "возможна лишь как феноменология"[384]. Онтология – это предметно-содержательная феноменология. То есть она решает вопрос о смысле бытия вообще.

С методологической точки зрения, поскольку бытие представляется мыслящему человеку, смысл феноменологии заключается в истолковании феноменов бытия. То есть феноменология есть, по существу, герменевтика. Последняя, с одной стороны, выполняет методологическую задачу истолкования. А с другой – разрабатывает условия "возможности каждого онтологического исследования"[385]. И, наконец, герменевтика здесь содержит третье значение. Она "онтологически разрабатывает историчность "здесь-бытия" как онтическое условие возможности истории"[386]. То есть сохраняет за собой традиционное значение как методология исторических наук о духе.

Таким образом, М. Хайдеггер строит экзистенциальную метафизику, в центре которой стоит фундаментальная онтология и методом исследования которой выступает феноменология или герменевтика.

Published in News by .

Факторы, влияющие на стоимость недвижимости

Изменение стоимости любой недвижимости, включая общественные здания, зависит от целого ряда факторов, которые проявляются на различных стадиях процесса оценки. Факторы, воздействующие на стоимость недви­жимости, могут быть отнесены к трем различным ие­рархическим уровням [99].

1. Первый уровень — уровень влияния результатов взаимодействия четырех основных факторов: социаль­ных, экономических, физических и политических. На этом уровне анализу и оценке подлежат факторы, но­сящие общий характер, не связанные с конкретным объектом недвижимости и не зависящие непосредственно от него, но косвенно влияющие на процессы, происходящие с недвижимостью на рынке, и, следовательно, на оцениваемый объект.

Второй уровень — уровень влияния локальных факторов в основном в масштабе города или городского района. На этом уровне исследуются такие факторы, как местоположение объекта, его физические характеристики, условия продаж, временные факторы, условия финансирования. Эти факторы непосредственно связаны с оцениваемым объектом и анализом аналогичных объектов недвижимости и сделок по ним.

Третий уровень — уровень влияния факторов, связанных с объектом недвижимости и во многом обусловленных его характеристиками. На этом уровне оцениваются архитектурно-строительные и финансово-эксплуатационные факторы.

Влияние факторов может происходить одновременно на различных уровнях, а учитываться последовательно, в зависимости от степени детализации оценки и вида оцениваемой стоимости.

Оценщик недвижимости должен установить влияние каждого фактора на итоговую цену. Для этого он должен поставить себя на место владельца или потенциального владельца недвижимой собственности. Такой подход не исключает количественной оценки влияния каждого из этих факторов. Оценщику более свойственно рассмат­ривать влияние всех факторов в совокупности и делать общее заключение о стоимости недвижимости, подтверж­денное необходимым обоснованием.

Ниже рассматриваются группы факторов, соответст­вующих трем уровням влияния на стоимость недвижи­мости. Основные факторы, влияющие на стоимость не­движимости, рассмотрены более подробно.

К первому уровню (страна) относятся следующие 4 группы факторов.

Социальные факторы:

- свободное время;

- уровень образования и культуры населения, потребности;

- структура населения;

- семейность;

- плотность заселения;

- демографические.

Экономические факторы:

- налоги в области недвижимости;

- финансирование строительства и реконструкции;

- предложение;

- спрос;

- обеспеченность населения объектами общественного назначения;

- уровень жизни населения;

- состояние и перспективы строительства;

- рынок недвижимости.

Физические факторы:

- экология;

- географические;

- геологические;

- геодезические;

- топографические;

- природные ресурсы;

- сейсмические;

- технологические решения в области землепользования.

Политические факторы:

- законодательство об ипотеке;

- налоговое законодательство;

- законы о собственности;

- законы об операциях с недвижимостью;

- законы в области экологии;

- зонирование территорий;

- закон о залоге;

- законодательство в области строительства;

- закон о кредитной политике;

- кадастры;

- лицензирование риэлтерской и оценочной деятельности;

- политическая стабильность.

Проведению любой оценки всегда предшествует ана­лиз факторов спроса и предложения на определенный вид собственности на данном секторе рынка. Превыше­ние спроса над предложением ведет к увеличению сто­имости здания, и наоборот.

Экологические факторы очень важны при оценке недвижимости, особенно с помощью анализа дохода. Местонахождение объекта недвижимой собст­венности может накладывать определенные ограничения на его использование с точки зрения охраны окружаю­щей среды. Эти ограничения могут вытекать из карты районирования, составленной местными властями, или предполагаемого загрязнения окружающей среды в про­цессе эксплуатации объекта.

В процессе подготовки к оценке активов учитывается влияние многих факторов окружающей среды.

В случае необходимости оценщик должен выяснить природу и размеры загрязнения на основе данных санитарно-экологической экспертизы. В обязанности оцен­щика также входят рекомендации по проведению более детальной экспертизы, если в ходе первоначального об­следования обнаружены различные виды загрязнения. Если проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, выявлены или ожидаются в будущем, оценщик должен рекомендовать проведение экологической экс­пертизы до начала процесса оценки. Определение сто­имости затрат по ликвидации загрязнения не входит в компетенцию оценщика.

Отчеты по оценке объектов недвижимости должны составляться с учетом тщательного анализа рыночных данных особенно в тех случаях, когда можно устранить или учесть эффект загрязнения на стоимость недвижи­мой собственности.

В тех случаях, когда в данной местности все оцени­ваемые объекты недвижимости одинаково подвержены влиянию факторов окружающей среды, целесообразно проводить дополнительный анализ.

Уменьшение стоимости недвижимости, связанное с загрязнением окружающей среды, устанавливается ме­тодами, которые используются для определения амор­тизации. Например, стоимость удаления токсичных от­ходов может быть связана со «стоимостью лечения» зданий, страдающих устранимыми дефектами. Оценщи­ки должны знать, что стоимость недвижимости на сво­бодном рынке после восстановительных работ (за выче­том затрат на восстановление) может по многим при­чинам быть значительно выше или ниже простой математической разности.

При ликвидации экологического загрязнения оцен­щик принимает во внимание стоимость следующих видов работ:

- очистку поверхностного загрязнения;

- установку более эффективной системы контроля за загрязнением;

- перепроектирование производственных мощностей;

- страховку на случай будущего ущерба.

Во многих случаях для принятия обоснованного ре­шения относительно стоимости недвижимости оценщику может потребоваться серия консультаций с руководством компании и ее экспертами. Оценщик может прийти к следующим выводам:

источник загрязнения или потенциальная опасность загрязнения могут быть успешно устранены с наименьшими затратами;

загрязнение или потенциальная опасность не могут быть полностью устранены. По этой причине оцениваемый объект недвижимости не может использоваться для планируемых целей.

В тех случаях, когда можно устранить источник загрязнения или его влияние, при оценке учитываются следующие факторы:

- невозможность полной очистки;

- риск, связанный с возможным загрязнением окружающих земель;

- риск возобновления загрязнения;

- компенсация за беспокойство;

- риск изменения законодательства по охране окружающей среды и стандартов.

Сейсмические факторы сильно влияют на затраты при проектировании зданий и сооружений. Оценщик должен быть уверен в том, что сейсмоустойчивость конструкции позволит выдержать любое земле­трясение, возможное в данном регионе, или что затраты для обеспечения сейсмозащиты будут не очень высоки. Данная область требует особой специализации. Поэтому оценщик должен указать в сертификате об оценке, были ли проведены соответствующие исследования, и если да, то кем. Это требование особенно актуально для сейсмоопасных районов.

К факторам второго уровня (город, район) относят следующие параметры объектов недвижимости.

Местоположение:

- транспортная доступность;

- пешеходная доступность;

- наличие и состояние коммуникаций;

- наличие объектов социально-культурного назначения;

- размещение объектов в плане города (района);

- примыкающее окружение.

Физические характеристики:

- физические параметры;

- качество строительства и эксплуатации;

- наличие коммунальных услуг;

- состояние недвижимости;

- функциональная пригодность и использование;

- привлекательность, комфорт.

Условия продаж:

- залоги и заклады;

- особые условия сделок;

- мотивы продавцов и покупателей.

Временные факторы:

- дата оценки;

- даты известных сделок по аналогам.

Условия финансирования:

- сроки кредитования;

- процентные ставки;

- условия выделения средств.

Разберем подробнее наиболее важные группы факторов.

Местоположение — наиболее важный фактор. Оценщик должен сопоставить размер участка с размером здания (строения) и установить, соответствует ли участок предъявляемым к нему требованиям.

Расположение шикарных магазинов ограничено отно­сительно малым пространством центральной части горо­да, и различие в местоположении на несколько метров может привести к существенным различиям в цене. Луч­шие офисные здания обычно также располагаются в фор­ме кластеров. Определенная часть города или одна улица обычно имеет репутацию места, где протекает определен­ный вид деятельности, и является центром притяжения для однотипных видов деятельности. Наличие общест­венного транспорта и мест стоянки автомобилей увеличи­вает стоимость оцениваемого вида недвижимости.

Фабрикам необходимы хорошие подъездные пути, железные дороги или порт для доставки сырья и вывоза готовой продукции, а также близость мест сосредото­чения рабочей силы, что позволяет располагать их в различных местах.

Наличие коммунальных услуг: газа, воды и электричества, надежность и качество снабжения долж­ны быть проверены при оценке. Если коммуникации не подключены, необходимо подсчитать расходы на их подключение.

Оценка земли и здания обычно включает оценку дополнительного оборудования, которое устанавливается владельцем для обеспечения наилучшего использования земли и зданий. Такое оборудование отличается от машин и оборудования, предназначенных для произ­водственных и коммерческих целей и используемых для технологических процессов, размещенных в данном здании. Нет необходимости в отдельной оценке вспомо­гательного оборудования зданий, но оценщик должен учитывать его наличие в своем отчете, поскольку со­стояние вспомогательного оборудования и эффективность его работы влияют на стоимость зданий. Машины и оборудование, используемые в основном для промыш­ленных и коммерческих целей бизнеса, должны оце­ниваться отдельно от здания.

Текущее состояние недвижимости явля­ется важным фактором. Если для ремонта здания не­обходимо истратить значительное количество денег, по­купатель вычтет данные затраты из стоимости сделки. Однако, если требуется только косметический ремонт, например покраска стен, данный факт будет отмечен при оценке, но существенно не повлияет на стоимость недвижимости.

Третий уровень включает в себя

Архитектурно-строительные факторы:

- объемно-планировочные показатели и др.

- Финансово-эксплуатационные факторы:

- доходы;

- эксплуатационные расходы;

- стоимость строительства.

Архитектурно-конструктивные реше­ния проекта имеют большое значение при оценке. Недвижимость (здание, сооружение) должна соответст­вовать климатическим условиям, быть хорошо сплани­рована, иметь хорошее естественное освещение помеще­ний, привлекательный внешний вид, т. е. архитектур­но-планировочные решения оказывают заметное влияние на стоимость здания. Это особенно важно в случае офис­ных помещений и при подборе здания для штаб-квар­тиры фирмы, когда очень важен внешний вид объекта недвижимости.

Для индустриальных зданий часто важно наличие специальных перекрытий для размещения специфиче­ских производственных процессов. Кроме того, все виды недвижимости должны соответствовать требованиям сейсмоустойчивости.

Планировка и размещение объектов недви­жимости очень важны для жителей или других поль­зователей, так как они напрямую влияют на эффектив­ность использования зданий для определенных целей. Оценщик должен сделать заключение, соответствует ли планировка здания тому виду деятельности, для которого оно предназначено.

Оценка финансово-эксплуатационных фак­торов включает в себя оценку объема имущественных прав.

Здесь необходимо выделить два следующих момента.

Во-первых, если покупатель приобретает недвижи­мость в собственность вместе с коммерческой компанией, то он захочет узнать доходы и убытки, преимущества и обязательства, которые он приобретает одновременно с покупкой предприятия или здания. В таком случае оценщик должен отдельно проверить активы компании и результаты ее коммерческой деятельности, используя для этого бухгалтерскую отчетность и другие документы.

Второе. Если объект приобретается не для бизнеса, а в собственность для получения права на существующий арендный доход, покупатель должен получить представ­ление о финансовом состоянии компании-арендатора этого объекта и ее возможности платить арендную плату. Возможность арендатора платить арендную плату назы­вается надежностью контракта.

Надежность контракта выше, если арендаторами яв­ляются крупные (старые) компании, поскольку вновь образованные компании имеют ограниченные ресурсы. По этой причине финансовая состоятельность арендатора должна проверяться с особой тщательностью.

При аренде активов как основных фондов важно знать, на какой срок они приобретаются и какие права и обязательства могут возникнуть в соответствии с догово­ром аренды. Любые договора аренды и соглашения с предыдущими владельцами активов должны вниматель­но изучаться, и все формулировки должны исключать возможность их двойного толкования. На этой стадии не­обходима помощь юриста.

Published in News by .

Обязательства и договоры

Обязательство –это правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу и т. п.), либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника выполнения его обязанности.

Стороны обязательства – должник и кредитор. Стороны обязательств могут быть представлены как одним, так и несколькими лицами.

Объект обязательства – определенные действия обязанного лица по передаче имущества, уплате денег и т. д.

Содержание обязательства – права и обязанности сторон. Реализация права кредитора возможна только через выполнение должником своей обязанности (например, покупатель вещи не сможет ее получить, если продавец ее не передаст).

ДОЛЖНИК (право) КРЕДИТОР

КРЕДИТОР (обязанность) ДОЛЖНИК

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своей обязанности к нему применяются меры гражданско-правовой ответственности.

Виды обязательств:

– по отчуждению имущества (купля – продажа);

– по передаче имущества в пользование (аренда);

– по выполнению работ (подряд);

– по оказанию услуг;

– связанные с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности (авторский договор);

– из причинения вреда и неосновательного обогащения.

Исполнение обязательства – это совершение должником действий, составляющих его обязанность, либо воздержание от совершения определенных действий.

Принципы исполнения обязательств:

– принцип надлежащего исполнения, т. е. исполнение его в полном соответствии с условиями обязательства и требованиями закона;

– принцип исполнения обязательства в натуре, т. е. совершение должником именно тех действий, которые предусмотрены без замены их возмещением убытков или уплатой денежной суммы;

– недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства или одностороннего изменения условий, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении, прекращении гражданских прав и обязанностей.

Договор – это двусторонняя или многосторонняя сделка, поэтому к договору применяются все нормы, касающиеся таких сделок.

Закон провозглашает свободу договора, что означает:

– субъекты гражданского права свободны, решать самостоятельно, заключать договор или нет;

– субъекты свободны в выборе партнера при заключении договора;

– субъекты свободны в выборе вида заключаемого договора;

– субъекты свободны в определении условий договора.

Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок. Законом для договора определенного вида может быть установлена определенная форма. В письменной форме договор может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Содержание договорасоставляют его условия, закрепляющие права и обязанности сторон.

Условия договора бывают:

1) существенные(необходимы для заключения договора, без них договор считается незаключенным. Это условия о предмете договора, прямо названные в законе для данного вида дого- вора, которым по заявлению одной из сторон необходимо согла- шение);

2)обычные (устанавливаются нормами гражданского права и применяются, если стороны не устранили или не изменили их. К ним относятся условия о цене, о сроке исполнения, и другие);

3) дополнительные(изменяют или дополняют обычные условия, приобретают силу только при включении их в текст договора).

Договор заключается посредством направления предложения заключить договор одной стороной и принятия предложения другой стороной. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

При изменении договора обязательства сохраняются в измененном виде, при расторжении – прекращаются. Договор может быть изменен или расторгнут двумя способами:

1. По соглашению сторон;

2. По решению суда.

Published in News by .

Урок 1

БҮКІЛ ӘЛЕМ.

Мазмұны жағынан шолулар қалай жіктеледі?

Азақ баспасөзін тұңғыш зерттеуші Бекхожин Қайыржан

Журналистік қызметтің нәтижелік проблемалары.

Журналистика – қоғамдық-саяси және ақпараттық қызметтің саласы.

Журналистикаға кіріспе» пәні мен міндеттері

Дайджест дегеніміз ағылшынның digest сөзінің қазақша баламасы. Жалпақ тілге салып айтар болсам, дайджест дегеніміз әр түрлі ақпарат көздерінен жиналған, кейде маңызды жерлері ғана берілетін басылым. Оның жинақ, кітапша, немесе журнал типтес баспа өнімі болуы мүмкін. Дайджест қағазы арқылы емес, ішіндегі әр жерден жиналған контенті бойынша ерекшеленіп тұрады. Дайджесті айдарлар мен тақырыптар бойынша, уақыттық ерекшеліктер бойынша шығаруға болады. Интернет сайттарда да дайджест жасауға болады. Сіздің дайджестіңізде жарияланатын мақалалар автордың немесе редакцияның рұқсатымен жинақталу керек, міндетті түрде ақпарат көзіне сілтеме берілу керек. Ісіңіз оңай болу үшін тұрақты түрде мақала алып тұратын ақпарат көзімен алдын ала келісімге келіп алуыңызға болады.Дайджест - қысқартып алынатын ақпараттың мазмұндамасы. Трактат пен манускрипт арасында мәліметтерді іздеу қажеттілігі көнелікте пайда болды. Сол қажеттілік әдебиеттің дигестам - көне түрін өмірге әкелді. Латын тіліне аударғанда, бөлу, ретімен орналастыру, толығымен жазу деген мағынаны білдіреді.

Журналистиканың қоғамдық құбылыс ретінде пайда болуы, қалыптасуы мен дамуы.Журналистика терминінің өзі алғаш рет Францияда пайда болған. Қазақ тіліне журналистика термині орыс тілі арқылы еніп, 19 ғасырдың 2-жартысынан бастап белсенді қолданысқа ие болды. 19 ғасырдың соңы мен 20 ғасырдың басында фотография мен кинематографияның пайда болуына байланысты фото және киножурналистика дүниеге келді. 40-жылдарынан бастап тележурналистика қарқынды дами бастады. Неміс өнертапқышы И.Гутенбергтің 1445 жылы баспа машинасын ойлап табуы қазіргі заманғы түсініктегі журналистиканың пайда болуына ықпал етті. Алғашқы газеттер Германияда 1609 жылы, 1622 жылы, Францияда 1631 жылы шыға бастады. Бұқаралық ақпарат құралдары жүйесі ретінде журналистика – пайда болу тарихы жөнінен екінші орын алатын ең ежелгі мамандық. Ол XVI ғасырда адамдардың бір-бірімен хабар алмасу құралы ретінде пайда болып, кейін қоғамға дендей еніп, талай қалыптасу, даму жолдарынан өтті.Ал Қазақстанда журналистика қашан пайда болды?Қазаққа газет-журнал кейінірек, яғни ХІХ ғасырдың соңына таман келді. Қазақ тiлiндегi ең алғашқы басылым 1831 жылы «Қазақ халқына хабарлама» деген атпен Қазан университеті баспаханасынан жарық көрген. Кейін 1870-1882 жылдары қазақтың алғашқы «Түркiстан уәлаятының газетi» атты басылымы шыға бастады. Б) Қалыптасуы:Журналистік қызмет құрылтайшы – журналист – аудитория жүйесі шеңберінде жүргізіледі. Кеңестік тоталитарлық қоғамда Журналистикаға қатысты біржақты көзқарас қалыптасып, барша бұқаралық ақпарат құралдары бірпартиялық билік пен оның идеологиясын насихаттауға жұмылдырылды.

Журналистика функциялары

Журналистика қоғамдық институт ретінде. Қазіргі кезеңдегі журналистиканың функциялары мен міндеттері. Журналистика типологиясы. Басылымдар мен телебағдарламалардың негізгі типқалыптастырушы факторлары. Интернет ғаламдық ақпарат және коммуникация жүйесі ретінде.

Журналистиканың пайда болуы

Қызмет тегі және кәсіп ретінде журналистиканың пайда болу тарихы. Журналистиканың пайда болу шарттары. Журналистиканың пайда болуының идеологиялық, әлеуметтік-саяси, экономикалық және материалдық-техникалық алғышарттары. Еуропадағы, АҚШ-тағы және Қазақстандағы алғашқы газеттер.

Журналистика жанрлары

Журналистикада жанрлар жүйесінің дамуы. Жанрлардың түрлері мен құрылымы. Аналитикалық журналистиканың ерекшеліктері. Жанрлар жүйесіндегі жаңалықтар мен оқиғалар. Ақпараттық жанрлар. Журналистикадағы көркем-публицистикалық жанрлар: ерекшеліктері мен мүмкіндіктері.

Редакция жұмысын ұйымдастыру

Редакцияда еңбекті ұйымдастыру жүйесі. Редакциялық иерархия. Редактор мен журналистің міндеттері. Журналистің шығармашылық өзіндік ерекшелігі. Журналистік мәтін мен әлеуметтік практика. БАҚ-тағы компьютерлік технологиялар. Журналистік қызмет тиімділігі. Редакцияның өндірістік-шығармашылық және коммерциялық қызметінің арақатынасы. Құрылтайшы, баспагер, редакция, аудитория: өзара әрекет проблемалары. Ақпараттық агенттіктер мен қызметтер жүйесі.

Құқық негіздері және БАҚ

БАҚ туралы заңнама жүйесі. Қазақстандағы журналистік қызмет үдерісін реттейтін негізгі құжаттар. ҚР «БАҚ туралы» Заңы: түзетулерді қабылдау тарихы. ҚР Конституциясы сөз бостандығы туралы. «Экстремизмге қарсы тұру туралы» ҚР Заңы журналистика жөнінде.

Журналистиканың ақпарттық қызметі – маңызды қоғамдық-саяси рөл атқарып, жұртшылыққа әлеуметтік белсенділік туғызып, шындықты ашып береді. Ақпарттық қызмет халықтың керегіне жауап беріп, әлеуметтіік дамудың жолдарын жариялап отырады. Сондықтан журналист бұл салада қоғамдық саяси қызмет жасаудың өнерін игере біліп, әлеуметтік процестерге өз еңбегімен белсене араласуы күн тәртібінен түспейтін мәселе. журналистика маңызды қоғамдық-саяси рөл атқарып, жұртшылыққа әлеуметтік белсенділік туғызып, шындықты ашып береді. Журналистік қызмет халықтың керегіне жауап беріп, әлеуметтік дамудың жолдарын жариялап отырады. Журналист бұл салада қоғамдық-саяси қызмет жасаудың өнерін игере біліп, әлеуметтік процестерге өз еңбегімен белсене араласады.Журналистика – халықтық болып саналады. Өйткені, журналистика – халықтың қамын ойлайтын, соның қажетін қарастыратын сала. Қандай мәселені көтермесін журналистика соның бәрін халықтық тұрғыда қозғауға, халықтың сөзін сөйлеуге күш салады. Әрқашан халықтың жағында болып, халықтық позиция ұстайды.

Журналистиканың негізгі функциялары:Қазіргі журналистиканың мынадай басты функциялары бар:

1.Бұқаралық аудиториямен, әлеуметтік институттармен байланыс орнату, коммуникациялық функция.

2.Ұйымдастырушылық қызметін атап өту қажет.

3.Иделогиялық әлеуметтік бағдарлаушы ретіндегі қызметі.

4.Тұлғаны әлеуметтіндіру, ағарту және тәрбиелеу, мәдениет тарату функциялары.

5.Жарнамалық қызметі.

6.Реактивтілік қызметі. Журналистика функциясы мәселелерін әр жылдары зерттеген Қ.Бекхожиннің, Б.Кенжебаевтың, Т.Қожакеевтің, С.Имашевтің, С.Қозыбаевтың еңбектерінде де пуб.туралы жекелеген пікір-тұжырымдар кездеседі.

Журналистикадағы бұқаралық-ақпараттық процесс негiзiнен неше сатыдан тұрады? (ҮШ САТЫДАН)

Журналистика принциптеріМоральдық-этикалық принцип – қызмет бабы барысында журналист ұстанатын заң, ереже, шарт, тәртіп һәм мінез. Принциптің ұлттық ұғым-мағынасы:Журналистің қызмет бабы барысындағы моральдық-этикалық принциптері журналистиканың жалпы принциптері (көпшілік-бұқаралық, демократиялық, шыншылдық, объективтілік, гуманистік, патриоттық т.б.) негізінде қамтылады. Принцип – негізгі қағида, кейде, ереже деп те айтылатын латын тілінен енген термин сөз. Журналистің принциптері:1. Журналист өз ұжымына, өз басылымына жан-тәнімен беріліп, адал қызмет етеді. Бұл оны әрі міндеті, әрі принципі.2. Журналист өз сөзіне, өз ой-пікіріне жауапкершілікпен қараумен қатар халықтың да ой-пікірімен санасуға және құрметпен қарауға міндетті.3. Журналисттің алдында әрдайым: «Аудитория үшін не істеуім керек? Бұл жазғандарым халыққа қажет пе? Олардың арман-мүддесін қозғай ма? Уақыттарын алмаймын ба?» деген сияқты этикалық сауал-сұрақтары тұрады. 4. Деректерге бай, ақиқат шындығы зерттелген, жан-жақты ойластырылған материалды ғана журналистің аудиторияға ұсынуға толық моральдық этикалық құқы бар.5. Журналистің біреулерді қаралап та, мақтап, мадақтап та өтірік жазуға құқығы жоқ. Ондай жағдайда журналистер аудитория алдында, заң алдында, ар алдында жауап береді. 6. Дерек, мәлімет жинау барысында журналист шындыққа қашан көзін жеткізгенше ішкі қарсылығын, мәселеге қосылатын қосылмайтынын білдірмейді.7. Қандай жағдайда болмасын, кіммен сөйлеспесін, журналист алдында отырған адамның салт-дәстүрімен санасып, жеке басының кемшіліктерін көре шұқып айтпай, керісінше оны байыппен, сабырмен мұқият тыңдауға, дауыс көтермеуге, қажет жағдайда денсаулығын да ескеруге тиіс.8. Әдепті, мәдениетті журналист қызмет бабы барысында адамдарды жұмыстарынан қалдырмау үшін, «сізбен қай жерде, қай уақытта кездескенім дұрыс болады» деп олардың өздерімен ақылдасады, уақыт белгілейді.9. Журналист ағайын-туыстарының арыз-шағымдарын пайдаланған жағдайда аса сақ, абай болғаны жөн.10. Журналист баспасөзде автор ретінде ғана емес, редактор ретінде де көріне алады. Әдептен озбай, ол редакцияда істемейтін әріптесінің шығармаларын сынап, мінеуге де қақылы. 11. Журналист не редакция қызметкері авторлар материалына ойдан бір түйір дерек қоспайды.12. Журналист жіберген қатесін мойындауға, кешірім сұрауға міндетті. 13. Жарық көрген материалы үшін журналист ештеңе дәметпейді.14. Газет-журналдар қалың оқырмандарға арналған. Оның бетін жарнамаларға қаптату әдеп-нормаларға қайшы. т.с.с.

Журналистік қызметті ұйымдастыру.Журналистика саяси, салалық, тақырыптық т.б. басылымдар, радио және телебағдарламалар арқылы қоғамдағы көкейкесті мәселелерді қозғап, алуан түрлі аудиторияны әлеуметтік, саяси және арнаулы мағлұматтармен қамтамасыз етеді. Қоғам дамуының заңдылықтары, әлеуметтік, экономика және рухани мәселелер жөнінде мағлұмат беріп, жұртшылықтың қоғамдық пікірін қалыптастырады. Журналистикаға берілетін анықтамалар мен тұжырымдар барлық уақытта біркелкі болған емес. Кейбір тұжырымдар журналистика қоғамдық ой-пікір мен дүниетанымды қалыптастыратын, сол уақыттағы нақтылы оқиғаларды барлық жағынан қамти отырып, ондағы ағымдар мен процестерге, сондай-ақ құбылыстарға түсінік бере алатын әлеуметтік-бағыттаушылық мәнге ие болуы қажет дегенге тоқталса, кейбір тұжырымдар журналистика тек қана боямасыз ақпарат жеткізуші құрал, сондықтан тыңдаушы не оқырманның ой-пікірді өзі қорытуына, дүниетанымдық таңдау жасауына мүмкіндік қалдыруы тиіс деп санайды. Тіпті қазіргі заманғы ақпарат құралдарының қайсыбірі өз өнімдерінің ішкі мазмұны мен идеясына, ал кейбіреуі жалаң хабарды неғұрлым шұғыл да шапшаң таратуға баса назар аударып жүр. Осыған байланысты журналистиканы қалыптасқан жалпыадамзаттық ортақ құндылықтармен қатар әрбір елдің өзіндік ішкі бағыттары арқылы дамитын пластикалы ақпарат тарату түрі ретінде қарастыруға болады.

Журналистика-шығармашылық қызметтің саласы.БАҚ аудиториясы.Журналистика тек қана хабарларды берумен шектелмейтінін ескеру керек. Ол сонымен бірге насихаттық рөл атқаратынын да ұмытпау керек. Баспасөз бен радио және телевизия арқылы берілетін материалдарда тақырыптың көптігі, ішкі және сыртқы өмір жайларын беруде кең көлемде әрекет етіп, географиялық тұрғыдан шектеліп қалмауды қарастыру абзал. Әрбір БАҚ берген материалдарда хабарлардың толық әрі жеткілікті болуы өте кажет. Бұл ретте мына жүйе бойынша жұмыс жүргізілмек. «Журналист — ақпарат — аудитория». Журналист творчестволық тұлға — ол айтады, жазады, ал оны халық тыңдайды, көреді, оқиды. Міне, бұл байланыс үзілмей жүріп отырмақ. Сонда ғана бұқаралық ақпарат құралдарының ісі ойдағыдай жүзеге асады. Демек, жұртшылық газет оқып, радио тыңдап, телевизор көрген кезде әлемдегі жаңалықтар мен езгерістерді біліп қана қоймай, сонымен бірге сол жайларға өзінің де қаншалықты қатысы бар екенін сезініп, сол құбылыстардың неге, қалай, не үшін болғанына анық көзі жетуі тиіс. Сол оқиғалардың болу процесін аңғарып, даму тенденциясына ой жіберіп, қандай заңдылығы барын пайымдап, өзі де іштей дайындықта болуына, қажет жағдайда нақты іс-әрекетке араласуына әсері болуы керек.

Журналистика – шығармашылық қызметтің саласы.Журналист шығармашылық тұлға ретінде басқалардан ерекше қасиеті бар жан. Журналист үнемі ізденісте жүретін маман. Ол үшін оған ерекше қасиеттер керек. 1)тіл, 2)ойлай білу,қиял,сезімталдық, 3)сол білгеніңді жеткізе аларлықтай қабілет керек.4) жаза білу керек.Өмірбаян.тәж.молдығы.5) байқампаздық,6)парасат. Шын талантқа шындықтың парқын білетін сарабдал сана, мол парасат керек. 7)адалдық, 8)жедел қабылдық,9) анық айту,анық сөйлеу,түсінікті жазу.10) шешендік,шеберлік. «сөз-шығармашының құрылыс материалы, сөзден әдемілеп әңгіме шығару, үй салу өнеріне ұқсас» деген екен А.Байтұрсынов.

Комментарий жанрының спецификасы- Коментарий-кітап немесе текст туралы қысқаша түсіндірме беру.

Көркем-публицистикалық жанрлар: көркем әңгiме, шешендiк сөз, әдеби-көркем сын, танымдық мақала

Корреспонденцияға қойылатын талаптар: бүгiнгi күн тақырыбына араласады, обьектi - адам және оның iсi.

Криминалдық хроника-бір күн ішінде болған заң бұзушылықты қысқаша баяндау.

Қоғамдық пікір және БАҚ қалыптасуы мен көрініс табу процестері.Бұқаралық ақпарат құралдары (БАҚ) - арнайы құралдардың көмегімен, кез келген тұлғаларға әртүрлі мәліметтерді ашық жариялауға арналған әлеуметтік мекемелер. Сарапшылар олардың мынадай ерекше белгілерін атап көрсетеді: жариялылық, яғни тұтынушылардың шексіздігі; арнайы техникалық құралдардың, аппаратуралардың болуы; ақпарат таратушының (коммутатор) қабылдаушыға біржақты ықпалы; тұтынушы аудиторияның тұрақсыз әркелкілігі. Қоғамның өмір сүруін қамтамасыз етудегі БАҚ-тың рөлі зор. Дегенмен де, қазіргі қоғамда адам өз өмірінің әр кезеңінде білімнің басым көпшілігін осы БАҚ арқылы алады.

(1910.Павлодар обл.Баянауыл ауд.)-қазақ баспасөзінің тарихын тұңғыш зерттеушілердің бірі.ҚазМУ-ді бітірген (1942).Журналистік қызметін 1929 ж Павлодар округтік «Кеңсе туы» газеті мен «Колхоз» газетіне хаттар мен ақпараттар жариялаудан бастады.1935-39 жж. Семей обл. «Екпінді» газетінде жұмыс істеді.1942-45жж. Қостанай обл. «Большевиктік жол» газетінің редакторы.1945-47 жж. ҚазМУ-дің журналистика фак аға оқытушы, содан соң фак деканы болып қызмет істеді.Кандидат,доктор диссертациялар қорғады.Тарих ғыл.док.профессор 1948 ж. Журналистика кафедрасының меңгерушісі. «дала уәлаяты»газеті мен «айқап» журналын алғашқы зерттеушілердің бірі. «Қазақ баспасөзі тарихының очерктері», «Қазақ журналистикасы тарихының очерктері»(С.Қозыбаев пен С.Матвиенкомен бірлесіп жазған) монографияларының авторы.

Қазіргі баспасөздің негізгі тенденциялары. Баспасөз— мерзімді және мерзімсіз басылымдардың жиынтық атауы. Баспасөз — халық арасында әр түрлі ақпараттар тарата отырып, қоғамдық пікір қалыптастыруға, саяси жұмыстар жүргізуге, мемлекеттің, әлеуметтік топтардың не жекелеген тұлғалардың мүдделі мұраттарын танытуға қызмет етеді. Мерзімді баспасөзге тұрақты атауы, ағымдағы нөмірі бар және кемінде жарты жылда бір рет шығарылатын газет, журнал, альманах, бюллетень, олардың қосымшасы жатады. Олар шығармалық-өндірістік процестердің ұйымдастырылу ерекшеліктеріне, тақырыптық-мазмұндық бағыттарына, әкімшілік-аумақтық бөлініс деңгейлеріне, оқырмандар аудиториясының сипатына, т.б. белгілеріне орай бірнеше түрлерге жіктеледі. Мерзімдібаспасөздің ең негізгі әрі көне түрлерінің бірі — газет. Қағаз өндірісінің дамып, полиграфиялық технологияның бастапқы тәсілдерінің жетілдірілуіне байланысты Батыс Еуропада (Германияда — 1609 жылы, Ұлыбританияда — 1622 жылы, Францияда — 1631 жылы) алғашқы газеттер шыға бастады. Қазақ тіліндегі алғашқы мерзімдік басылым — 1870 жылы Ташкент қаласында жарық көрген “Түркістан уәлаятының газеті”. Бұл басылым қазақ даласында Ресей империясының отарлаушылық саясатын жүргізудің құралы ретінде дүниеге келгенімен, ұлттың Баспасөзін қалыптастырып, зиялы қауымның азаттық идеяларын бұқараға жеткізуде Баспасөздің маңызы зор екендігін түсінуіне ықпал етті. Мерзімді баспасөзге жататын журналдар, альманахтар мен бюллетендер шығу мерзімділігіне, көлемі мен безендірілуіне газеттен ерекшеленіп тұрады (қара Газет, Журнал, Альманах). Баспасөздің екінші түрі мерзімсіз басылымдарға кітаптар, кітапшалар, плакаттар, күнтізбелер, ноталар, т.б. жатады. Оның ең негізгі әрі көне түрі — кітап. Кітап басу ісі 8—9 ғасырларда Қытайда басталды. Алғаш рет ксилографиялық (ағаштан ойылған қалыппен басу) әдіспен буддистердің “Жақұт сутра” (868) деген қасиетті кітабы басылып шықты (Еуропаға бұл жаңалық 4 ғасырдан кейін келеді). Қазақ тіліндегі алғашқы кітап — “Сейфүл-мәлік” қиссасы 1807 жылы Қазан қаласында жарық көрген (қара Кітап). Қазіргі кезде Қазақстанда 1200-ден астам газет-журналдар, апталықтар жарық көреді. Сондай-ақ, әр түрлі меншік нысанындағы 260-тан астам баспадан мыңдаған таралыммен кітаптар, буклеттер мен плакаттар, т.б. шығады. Республикадағы Баспасөз жүйесінің қызметі ҚР-ның “Бұқаралық ақпарат құралдары туралы” заңымен (1999, 23 шілде) реттеледі.Баспасөз хатшысыПрезидент, премьер-министр немесе белгілі бір мемлекеттік орынды иеленген басқа тұлға не басқа саяси қайраткердің бұқаралық. ақпарат құралдарымен байланысын жүзеге асыратын және оның сол немесе басқа мәселе бойынша көзқарасын жариялайтын өкілі.

Мақсаты мазмұны,с,о,ж,жазылу.с,ж,баспасөзге шолудың жіктелуін ата:

Шолуды ерекшелеп тұратын қасиеттері ол аса қатаң фактологиялы, мұнда дерек автордың айқындаған мақсатына сәйкес іріктеліп, топтастырылады; екіншіден, шолушы деректі олардың байланысына қарай айқындап, араларындағы байланысты ашады, әрі іздестіреді; үшіншіден шолу материалды зерттеудегі ауқымдылығымен, оқиға ортасында жеке дерек ғана болатын түсініктемеден ерекшеленіп тұрады; төртіншіден, көпшілігінде хроникалық шеңбермен шектеледі. Демек, телеэкрандағы шолушы хабар үстінде1.Мәліметтерді хабарлау кезінде деректің өзара байланысына зер салуы.2.Оқиға, деректің тұтастығына көңіл қоюы.3.Біртектес дерекрердің жинақтап беруге үнемі көңіл аударып отырғаны қажет. Шолудың түрлері-1Жалпы шолу2Тақырыптық шолу3көлемді шолу4шағын шолу.

Нәзипа Құлжанова - Алаш қозғалысы кезінде қайраткерлігімен көзге түскен қазақ қыздарының бірі, Құлжан немересі 1887 жылы Торғай қаласында туған. Аумалы токпелі заманда ел қамы үшін күрескен қайраткерлердің бірі. Қазақ қыздарынан шыққан ұстаз, этнограф, аудармашы, журналист Нәзипа Сағызбайқызы 1902 жылы Қостанайдағы орыс-қазақ гимназиясын, 1903-1904 жылдары Торғайдағы қыздар училищесін бітіреді. Оқып жүрген кезінен бастап өзін ұлт үшін күресуге даярлаған. Оқуын аяқтаған соң, 1905 жылы Семей қаласындағы оқытушылар семинариясында ұстаз болған. Ұстаздық жұмысты атқара жүріп, этнография тақырыбын зерттеп, мақалалар жазып, талантын танытқан ол 1913 жылы Орыс география қоғамының Семей бөлімшесіне, « Азамат серіктестігі» ұйымдарына мүше болады. 1914 жылы 26 қаңтарда Абайдың қайтыс болуына он жыл толуына орай әдеби кеш ұйымдастырады. 1915 жылы 13 ақпанда Пертроградтағы мұсылман ауруханасы мен мұқтаж қазақ шәкірттеріне көмек көрсету мақсатында әдеби кеш ұйымдастырады. « Қазақ», « Сарыарқа», « Алаш» газеттерінде әйел мәселелеріне байланысты мақалалар жазады.1917 жылы Семей облысы қазақ сиезінің төралқа кұрамына енеді. 1920 жылы Қырғыз (қазақ) АКСР Халық ағарту комиссариатының қазақ тілінде оқулықтар, кітаптар шығару, баспасоз істері жөніндегі арнаулы комиссияның құрамында жұмыс істеген. Осы жұмыста жүріп, жаңа қазақ әліпбиін енгізу жөніндегі комитеттің құрамына енеді. Н.Құлжанова - қазақ қыздарынан шыққан тұңғыш журналистердің бірі.

Осы заманғы ақпараттық кеңiстiкті қалай түсінесің:

Ақпарат(лат. informatio — түсіндіру, мазмүндау) ұғымы күнделікті өмірден бастап техникалық салада пайдаланылатын көп мағыналы ұғым. Жалпы алғанда бұл ұғым шектеу, байланыс, бақылау, форма, инструкция, білiм, мағына, құрылым, бейнелеу, сезіну тағы басқа ұғымдармен тығыз байланысты.

Публистика жур шығармашылықтың негізгі түріАдамзат дамуында жазудың пайда болуы мен дамуы - қазіргі публицистиканың пайда болуына ықпал еткен үшінші құбылыс болып саналады.Ежелгі замандардағы жазба мәдениеттің көп таралған ертедегі көріністерінің бірі - шаруашылық, дипломатиялық және жеке жолдаулар мен хаттар болды. Бұл тарихи ескерткіштердің бір тобы - ресми сипаттағы қызметтік құжаттар болса, енді бір парасы - тұрмыстық, отбасылық, достық сипаттағы жеке адамдар арасындағы хаттар болды. Кейбір хаттарда қоғамдағы маңызды мәселелер қозғалып, саяси көзқарас, әлеуметтік идеялар көрініс тапты. Міне дәл осындай жолдаулардан келіп публицистикалық эпистологра-фияның алғашқы көріністері туды.Сонымен қоғамдық маңызды мәселелерді қозғайтын публицистика - бірнеше ғасырлардағы адамзат ақыл-ойының жемісі.Латынның риЫісш - қоғамдық деген сөзінен шыққан. Бүдан аңғаратынымыз публицистика сөзінің этимологиясы "қоғамдық" деген сөзге тікелей қатысты.Қазак зерттеушілерінің ішінде публицистикаға түңғыш анықтама-ны Ахмет Байтүрсынов өзінің "Әдебиет танытқыш" атты еңбегінде берді. А.Байтүрсынов публицистиканы көсем сөз деген қазақ сөзімен теркіндестіреді. "Кесем сөз шешен сез сияқты әлеуметке айтканын істету мақсатпен шығарылатын сөз. Шешен сөзден мұның айырыла-тын жері - шешен сөз ауызша айтылады, көсем сөз жазумен айтылады. Кесем сөз әлеумет ісіне басшылық пікір жүргізетін сөз болғандықтан да көсем сөз деп аталады. Көсем сөз кезіндегі әлеуметке керек іске мүрындық болып істеу ыждағатымен айтыладыПублицистика дегеніміз ~ заман тарихы, дәуір танысы, өмір шежіресі. Шежіре болғанда да күнделікті тіршіліктің рухани бейнесі, жанды көрінісі. Публицистика •• бүл бөрінен де бүрын шығармашылық процесс. "Әдебиеттану терминдерінің сөздігінде" публицистикаға біршама жинақы айқындама берілген: "Кесем сез (публицистика, лат. риЫісш - қоғамдык) - едебиет пен журналистиканың қоғамдағы көкейкесті, еткір мәселелерді қозғайтын саласы. Көсем сездің мақсаты - нақтылы саяси, экономикалық, өлеуметтік, философиялық мәселелерді көтере отырып, өз кезеңіндегі қоғамдык ойға ықпал ету. Көсем сездің осы мақсатка орай қалыптасқан өзгеше стилі болады, оған айтыс рухы, сендіру, иландыру, үйытуға бағытталған тәсілдер тән, көсем сездің озык үлгілерінен шешендік сөздердің ізі андалатыны да содан.Публицистиканың көркем әдебиеттен езіндік өзгешеліктері бар. Ең алдымен, публицистика шығармашылықтың публицистикалық түріне, ал көркем әдебиет - шығармашылықтың көркем түріне жатады.Екіншіден, "керкем әдеби шығармалар (өңгіме, хикая, роман) міндетгі түрде сюжетке қүрылады, портреттер ойдан шығарылады. Типтендіру, образ жасау, публицистиканын коркем жанрларына ғана тән келеді. Оның өзінде де очерк пен фельетон атворлары өздерінін кейіпкерлерімен міндетгі түрде кездесіп, олардың портреті, мінез-қүлықтары туралы біраз мағлүмат алады. Сөйтіп, әдеби шығарма көркем шындыкка негізделіп жазылса, публицистік шығармалар өмірдің нақтылы шындығына сүйеніліп жазылады". Яғни, көркем өдебиетте шарттылык, басым болса, публицистика нақтылыққа негізделеді.Үшіншіден, көркем әдебиеттің өзіне ғана тән жанрлар жүйесі болатыны сияқты, публицистиканың өзіне ғана тиесілі бай жанрлар палитрасы бар.Төртіншіден, көркем шығармада жазушы өзінің негізгі идеясын, ойларын, идеалын оқиға желісі, адам образы, характерлер қақтығысы' картиналар, эпизодтар арқылы береді. Автордың оқырманға үсынар идеясы оқиға дамуы, образдың өсу жолдары арқьиы ашылып отырады. Ал публицист өз ойын оқырманға тікелей үсынады.

Публицистика жанрлары табиғаты мен атқарар қызметіне қарай қалай топтастырылад?(3ке жіктеледі)

Парафраза(гр. қайта айту мағынасында) – әдеби шығарманы қысқаша баяндап беру. Парафраз өлеңді қара сөзбен немесе қара сөзді өлеңмен айтуға негізделген. Мысалы, “Мың бір түн” ертегісінің, “Дон Кихот”, “Робинзон Крузо”, т.б. шығармалардың балаларға арнап қысқартылған (жеңілдетілген) басылымдары. В.К. Тредиаковский мен А.П. Сумароковтың “Библия” сюжетіне негізделген туындылары парафразға жатады. Парафраз негізінде пародия, еліктеулер қалыптасты. Термин ретінде сирек қолданылады, перифразбен шатастыруға болмайды.

Профессор Т.Қожакеев айтуынша жанр дегеніміз неГазет-журнал материалдарының телевизия және радио хабарларының өмір сүру көріну формасы.

Профессор М.Барманқұлов журналистика жанрларын 3 топқа бөледі:Хабарлама –оқиғалық .Талдамалы.Көркем публицистикалық

Публицистикалық материалдағы журналист образы неден көрiнедi? болған оқиғаға журналист көзқарасынан, оның позициясынан

Публицистика ұғымына не кiредi? баспасөз, телевизия-радио материалдары, деректi фидьм, шешендiк сөздер, плакаттар, жарнамалық ақпарат.

Репортаж жазу үшін ең алдымен не қажет? Репортаж. Бұл жанр төңірегінде зерттеушілер арасында түрлі көзқарастар бар. Ал, осы пікірлерден шығатын қорытынды, біріншіден, репортаж - негізгі фактіге құрылатын, оқиғаны шындықпен суреттейтін әрі белгілі бір объектіге арналатын жанр. Бұл қасиеттердің барлығы оның хабарлама жанрына жататынын дәлелдейді.Екіншіден, репортаж - эмоциямен жазылады. Оқиғаны әсерлі етіп, әдемі сөздермен өрнектейді.Үшіншіден, репортаж - халықтың көзі мен құлағы тәрізді. Оны жазу кез келгеннің қолынан келе бермейді. Репортажды жазу үшін оның жанрлық ерекшелігін жете меңгерген жөн. Оны жазған журналист өзі қатысқан немесе өзі бақылап тұрған оқиғаны әлі жеткенше көркем тілмен жазуы керек.Төртіншіден, репортаж - нақты бір уақыт аралығындағы болып өткен жаңалықты, оқиғаны қамтиды. Репортаж басқа хабар жанрлары сияқты жаңалықты, оқиға, құбылысты жай хабарлай салмайды, көз алдымызға елестетеді, суреттеп көрсетеді. Оқиғаның болған жері, ондағы кейіпкердің көңіл-күйі репортаж арқылы көрсетілуге тиіс. Репортаждағы басты мақсат — оқиғаны елестету, көрсету, суреттеу болып табылады. Мысалы, газет репортажы ең қиыны. Себебі, оқырман оны оқып отырып, оқиғаны көз алдынан еткізуі шарт. Бұндағы оқырманның оны көз алдынан өткізіп, сезінуі, бір сөзбен айтқанда, барлығы да автордың жазу шеберлігіне байланысты. Ал, керісінше, радио мен теледидарда салыстырмалы түрде жеңілірек. Өйткені, эфирден дауыс, көңіл-күй естіледі, теледидардан әрі көріп, әрі естиді.Репортаж негізінен 3-ші жақта баяндалады. Әйтсе де, онда автордың «мені» айрықша білініп тұрғаны шарт. Өйткені, оның осы «мені» репортажда оны және бір қырынан көрсетуге көмектеседі.

Телефон арқылы алынған сұхбаттың жетістігі мен кемшілігін көрсет Сұхбатты жедел аласыз,алаида респондентпен байыпты,кең отырып әңгімелесуге мүмкіндік болмаиды.

Ұлттық идеология дегенiмiз-мемлекетiмiз халқының экономикалық, әлеуметтiк, мәдени, ақпараттық кеңiстiкте өмiр сүруiнiң жарасымды идеялық жүйесi.

Алғаш рет «идеология» деген терминді француз философы және экономисі Де Гресси (1754-1836) қолданды. Ол «Идеологияның элементтері» деген төрт томдық еңбек жазған. Оның пікірінше, идеология идеялар туралы ғылым, ол барлық табиғат және қоғам туралы ғылымдардың, саясат, этика және тағы басқа әлеуметтік құбылыстардың негізіне жатуға тиіс. Бірақ «идеология» деген сөздің кең тарауына себепкер болған адам – Наполеон Бонапарт.

Эпистолярлық жанр түрлерi:Үндеу, ашық хат, оқырмандар хаты, оқырманға хат, жол-сапар хаты.

«Живое письмо»

Приступая к занятиям живописью, обратите внимание на то, что само слово «живопись» можно трактовать как призыв — живо пи­сать! Живое письмо, живое действо кисти — это очень важный момент. Тут вы можете проявить свою индивидуальность, свой темперамент, если не будете слишком скованными в работе.

Темперамент, чувства и эмоциональное их проявление у всех разные, поэтому кто-то писать будет порывисто, лихо, а кто-то свое пристрастие к натуре будет выражать в тонкой работе, любовно и тщательно пропи­сывая кистью всевозможные детали. У кого-то в работе мазки будут тре­петать, мерцать и переливаться, а кто-то будет строить изображение обоб­щенными цветовыми массами, локально и силуэтно. Каждый из вас имеет право на тот или иной «почерк», и в этом смысле вам все позволено, лю­бая манера письма будет правильной, если она связана с вашим восприя­тием. Так что старайтесь работать смело, по своему разумению, по своему чувству. Поддерживать вашу решительность должно еще то, что, действуя масляными красками, в отличие от акварели, вы имеете возможность сво­бодно экспериментировать, возвращаться несколько раз к одному и тому же месту, переписывая его, упорно добиваясь определенного качества. Масляные краски допускают такие переписки. Здесь легче исправить ошиб­ки, легче преодолеть свою неопытность и можно писать буквально по-вся­кому: быстро и долго, по-акварельному жидко и, наоборот, характерными только для масляной живописи густыми рельефными мазками (пастозно); можно по-мозаичному фиксировать, выделять каждый мазок и можно маз­ки плавить друг с другом в дивное красочное тесто; можно создавать са­мую различную фактуру живописной поверхности, но можно сохранять и гладкость этой поверхности. Важно, однако, чтобы все это было не просто вольной игрой с красками — ход работы должен связываться с конкрет­ными впечатлениями, замыслами. Как говорится, по мотиву и прием.

Иллюстрация: «Снег» А. Солдатский. 2012 год.

Published in News by .

Прямоугольник с закругленными углами.

Эллипс.

Многоугольник.

Линия.

Произвольная фигура. Позволяет создавать разнообразные фигуры, которые сразу заливаются цветом переднего плана. Для создания всех фигур, кроме произвольной фигуры, надо выбрать фигуру, поместить курсор в нужный участок изображения, и удерживая левую кнопку мыши, путем перемещения курсора создаем фигуру. Если после того как фигура создана нажать клавишу пробел, то фигуру можно переместить в любую точку изображения. Если держать нажатой клавишу Alt во время создания фигуры, то фигура будет создана из центра. Для создания произвольной фигуры, нужно ее выбрать в строке настроек инструментов в пункте Shape. Для изменения радиуса закруглений у фигуры прямоугольника с закругленными краями, в той же строке настроек, поставить нужное значение в пункте Radius.

Рука– если изображение не помещается в рамку экрана, мы можем его перетаскивать.

Поворот вида.Поворачивает полностью лист со всеми слоями.

Масштаб- если навести курсор на изображение,он принимает форму,крестик в кружке, и с каждым щелчком левой кнопкой мыши изображение будет увеличиваться. Если нажать клавишу Alt, то с каждым щелчком, изображение будет уменьшаться.

Цветовые квадраты-основной (верхний) цвет и фоновый (нижний) цвет.

Режим быстрой маски. Вызывается кнопкой Q. полупрозрачное изображение (что-то вроде пелёночки прикрывающей рисунок), на котором можно рисовать как на самом обычном слое, а потом преобразовать эту маску обратно в выделение.

Режимы просмотра документов. Первый, стандартный режим, ставится по умолчанию, второй-полный экран с полоской меню, третий-полный экран. Переключаться между режимами можно так же нажатием клавиши F.

"Горячие" клавиши Photoshop.

ctrl+N создание нового файла

ctrl+O открытие файла

ctrl+S сохранение файла

ctrl+shift+S сохранить как ...

ctrl+W закрытие файла

ctrl+A выделение всех элементов

ctrl+C копировать

ctrl+V вставить

ctrl+ "-" уменьшить размер

ctrl+ "+" увеличить размер

ctrl+ "0" натуральный размер

F смена режимов отображения экрана

F5 палитра настройки кисти

F7 окно слоев

tab режим просмотра

ctrl+R отображение линеек

ctrl+D снятие выделений

ctrl+H скрыть/показать направляющие

ctrl+T свободное трансформирование (изменение размера картинки, поворот, трансформация)

ctrl+enter окончание работы с текстом

ctrl+shift+N создание нового слоя

ctrl+J дублировать слой

ctrl+G объеденить слои в группу

ctrl+E слить слой с нижним слоем

ctrl+shift+E слить все слои в один

ctrl+U окно цветовой фон/насыщенность

ctrl+B окно цветового баланса

ctrl+shift+U быстрое перекрашивание изображения в черно-белое

ctrl+alt+Z вернуться на несколько шагов назад сразу

ctrl+shift+Z вернуться на шаг назад

ctrl+Z вернутся на 1 шаг назад/вперед

[ уменьшить размер кисти

] увеличить размер кисти

shift+[ уменьшить жесткость кисти

shift+] увеличить жесткость кисти

Лекция 3. Шрифты.

Сегодня в нашем распоряжении имеются тысячи различных шрифтов. Шрифты можно классифицировать на несколько категорий и сделать это можно по-разному. Применительно к нуждам скрапбукинга, целесообразно выделить следующие 5 категорий.

1. Шрифты с засечками

2. Рубленные шрифты

3. Рукописные

4. Машинописные

5. Декоративные

1. Шрифты с засечками имеют небольшие поперечные линии на концах штрихов и имеют переход от толстой линии к тонкой.

2. Рубленные шрифты не имеют засечек и единообразны по толщине. Эта группа шрифтов (особенно шрифты большой толщины) прекрасно помогает создавать работы, приковывающие внимание.

3. Рукописные шрифты имитируют текст написанный вручную ручкой, пером, кисточкой и т.п. В этой категории так же можно выделить подкатегории:

Эти шрифты выглядят, как правило, довольно декоративно, а потому не стоит их использовать для набора длинных текстов. Они будут плохо смотреться в тексте, выполненном только заглавными буквами. Зато набранные большим кегелем такие шрифты могут создавать потрясающие эффекты. Запомните это для нашего следующего урока по сочетанию шрифтов.

4. Машинописные шрифты имитируют текст, набранный на печатной машинке.

5. Декоративные. В эту категорию можно условно отнести все остальные шрифты. Они совершенно не подходят для длинных текстов, но они незаменимы при оформлении заголовков, художественных текстовых блоков.

Published in News by .

МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов»

Данный стандарт применяется для учета операций в иностранной валюте и перерасчета финансовой отчетности зарубежных производств данной компании. Так как отчетность составляется в валюте страны пребывания компании, то вышеназванные операции необходимо пересчитывать в единую валюту отчета компании. Согласно МСФО, под операциями в иностранной валюте принимаются такие операции, которые выражены в иностранной валюте, включая:

· Покупку и продажу товаров и услуг;

· Получение и предоставление кредитов и займов;

· Приобретение и продажу активов;

· Появление и погашение обязательств.

Эти операции отражаются в той валюте, в которой составляется отчет, с использованием обменного курса действующего на дату совершения операции.

При составлении отчетности денежные статьи в иностранной валюте следует оценивать исходя из курса на дату составления баланса, при этом возникающие курсовые разницы признаются доходом или расходом того периода, в котором они возникли. Неденежные статьи (основные средства, запасы) отражаются в отчетности без пересчета, т.е. по курсу на дату совершения операции. Однако МСФО 21 допускает, что при существенной девальвации валюты курсовые разницы могут включаться в балансовую стоимость активов.

Под зарубежной деятельностью МСФО 21 понимает дочерние, ассоциированные и совместные компании, а также филиалы компании, которые ведут свою деятельность за рубежом.

Различают 2 типа зарубежных компаний:

· Зарубежные компании, деятельность которых не является составной частью деятельности, отчитывающейся компании.

· Интегрированные зарубежные компании, деятельность которых признается составной частью деятельности, отчитывающейся компании.

При пересчете финансовой отчетности компаний 1го типа используется метод конечного курса, при котором:

· Все активы и обязательства пересчитываются по курсу на отчетную дату;

· Доходы и расходы отражаются по курсу на дату совершения операций;

· Возникающие курсовые разницы относятся на капитал;

При пересчете финансовой отчетности компаний 2го типа применяют временный метод, согласно которому:

· Денежные статьи пересчитываются по курсу на дату составления отчета;

· Неденежные статьи – по курсу на дату приобретения;

· Доходы и расходы отражаются по курсу на дату совершения операций;

· Возникающие курсовые разницы учитывают как доходы, так и расходы.

МСФО 22 «Объединение компаний»

Данный стандарт определяет порядок учета при объединении компаний. Объединение компаний может быть двух видов:

· Покупка одной компании другой;

· Объединение интересов, когда акционеры объединяющихся компаний осуществляют общий контроль за едиными чистыми активами и операциями, для достижения выгод и взаимного разделения рисков, таким образом, что ни одна из сторон не может быть определена в качестве покупателя.

В первом случае при составлении консолидированной отчетности активы и обязательства приобретенной компании следует оценивать по справедливой цене на дату приобретения. Например, земля и здания – по рыночной стоимости, основные средства – по остаточной восстановительной стоимости, дебиторская задолженность – по номинальной стоимости за вычетом сумм резерва по сомнительным долгам и т.д.

Разность стоимости приобретения компании от справедливой стоимости чистых активов приобретенной компании образует гудвил. Он учитывается по первоначальной стоимости за минусом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.

Положительный гудвил амортизируется в течение срока полезной жизни (преимущественно линейным методом до 20 лет). Ежегодно инвентаризируется срок полезного использования и возмещаемая стоимость, если срок амортизации превышает 20 лет. Списанное обесценение обычно не восстанавливается.

Отрицательный гудвил распределяется по приобретенным активам и учитывается следующим образом:

· В части денежных активов включается в прибыль немедленно;

· В части неденежных активов (в пределах их справедливой стоимости) является отложенным доходом с включением в прибыль в течение срока полезного использования активов, сверх справедливой стоимости – включается в прибыль немедленно.

В балансе отрицательный гудвил приводится как вычет из активов компании.

Метод объединения интересов (метод слияния) применяется на условиях: объединяющиеся компании сохраняют разделение рисков и выгод, применяется единая учетная политика, их активы, обязательства и капитал учитывается по балансовой стоимости, затраты по объединению являются текущими. Гудвил не образуется. Разница в акционерных капиталах, включая доплаты, корректируют капитал.

Предыдущая отчетность пересчитывается ретроспективно, как если бы компании всегда были объединенными.

В пояснениях раскрываются перечень компаний группы, метод учета и дата объединения, стоимость приобретения, срок и сумма амортизации гудвила. При использовании метода слияния приводятся число выпущенных акций, доли компаний в обмене, их активы, обязательства, продажи, финансовые результаты до объединения. Раскрытие объединения в составе постбалансовых событий не является обязательным.

Published in News by .

Чергування у — в, і — й

Для усунення збігів голосних і приголосних укр мова має спец фонетичні засоби.

Найуживанішим засобом милозвучності мови є чергування у-в та і-й: день у день, рука в руку, підняв угору, піднявся вгору, степ і море, море й степ, дощ іде, дощ не йде. В іншомовних словах та в деяких словах переважно книжного походження нема чергування у-в, і-й: був на Уралі, вступив до інституту, уклали угоду.

1.На початку речення перед приголосними пишемо у, і

2.Між приголосними пишемо у, і: був у лісі

3.Перед наступними в, ф, хв, лв, св: була у Львові

4. Після паузи позначеної розділовими знаками перед приголосними пишемо у

5. Між голосними пишемо в: була в Одесі.

6. Після коми пишемо у

7. На початку речення пишемо в: В Одесі

Published in News by .