Функции СКД.

Функции в своем содержании отражают определенные направления и стороны деятельности, как отдельных людей, так и социально-культурных институтов, общностей, групп, движений.

Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели, способы и приемы освоения духовных богатств, в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества.

Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению.

Совокупность социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного учреждениями культуры и образования, демократическими институтами, общественными организациями и движениями. Этот опыт во многом базируется на социально-ориентированном подходе к анализу традиционной деятельности объектов социально-культурной сферы.

Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Функции подвергаются изменению во времени - от возникновения к становлению до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на:

1. Постоянные;

2. Основные (присущие большинству социально-культурных институтов);

3. Вспомогательные;

4. Временные (возникающие и исчезающие на определенных временных отрезках).

В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой деятелями культуры и искусства на профессиональной и непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению.

Творческое начало социально-культурной деятельности включает в себя множество основных опорных элементов - кино, телевидение, техническое творчество, спорт, прикладной труд и художественное творчество. Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.

Каждую из функций необходимо рассматривать с точки зрения того, каким образом данная деятельность влияет на развитие личности. Каждая из функций социально-культурной деятельности ориентирует человека на определенный, заданный способ социально-культурных занятий: на пассивный (зрительский, слушательский);на активный (деятельностный); педагогически организованный (педагогически целесообразно использующий свободное время) и, наоборот, стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени).

К основным постоянным функциям СКД относятся: гуманистическая, ценностно-ориентационная, созидательная, развивающая, коммуникативная, информационно-просветительная, культурно-творческая (преобразовательная), рекреативно-оздоровительная.

СКД – это деятельность, направленная на сохранение, развитие, создание, тиражирование культурных

Одной из характерных для социально-культурной деятельности является её коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении (клубная работа, творческие объединения, праздники, диспуты, вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики. Содержание этой функции применительно к социально-культурной сфере составляют производство, обмен, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый.

- гуманистическая (человекообразующая) функция проявляется в единстве противоположных, но органически связанных процессов: социализации и индивидуализации личности. В процессе социализации человек усваивает общественные отношения, превращает их во внутреннюю сущность собственной личности, на собственные социальные качества. Тем не менее, это происходит индивидуально для каждого человека. Поэтому образование — это особенный социальный институт, который обеспечивает социализацию и в то же время приобретение личностью индивидуальных качеств.

Связь образования со всеми сферами общественной жизни реализуется непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества.

Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Гуманизация – объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизирует социальные отношения, в таком обществе человек превращается в рабочую машинку, а в старости уже не нужен.

К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда. Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что с наибольшей полнотой гуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Увы, как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как не основные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование.

- ценностно-ориентационная– объединение любителей кино, театра, музыки, где главной задачей является отличение подлинных ценностей от мнимых, например, борьба с буржуазной «массовой культурой».

- созидательная – не разрушение, а наоборот, создание новых культурных продуктов и услуг.

- культурно-творческая функция (преобразовательная)– связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная), целенаправленная на творческую учебную деятельность детей (фестивали, олимпиады, конкурсы, туристические походы). Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на предприятиях.

- развивающая функция предполагает производство новых знаний, норм, ценностей.

- информационно-просветительная функция отличается постоянством и всеобщностью. Эта функция не связана с определенным регламентом, установленным и обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей, она обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.

- рекреативно-оздоровительная функция - состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Эта функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими. Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с творческими, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации.

Социально-культурные функции сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие социально-культурной деятельности, соседствуя и взаимодополняя друг друга, они, в основном, остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации социально-культурных занятий в области досуга. Взаимодействуя, эти функции образуют систему содержания и технологий социально-культурной деятельности.

Одной из приоритетных является экономическая функция - участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуга и творчества жителей социума. Именно эта функция является достаточно востребованной для специалистов социально-культурной сферы. Деятели культуры и искусства, организатор социально-культурной деятельности, не зависимо от учреждения, должны быть общительными, способными к прогнозированию, выработке конструктивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, как объектами социо-культурной сферы, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфере организованного и неорганизованного досуга.

- функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга. Различные формы социальных инициатив и художественного любительства населения в идеале должны стать для каждого человека условием свободной реализации его конституционных гарантий, школой политической культуры и демократии. Специалисту социально-культурной сферы необходимо знать нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, владеть информацией в области правового регулирования деятельности общественных организаций, добровольных обществ и любительских объединений, ориентироваться в социальной структуре региона и т. д.

- функция финансово-экономического обеспечения учреждений досуга связана с владением механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деятельности. Будущее организации досуга - ориентация на те виды досуговой деятельности, которые не требуют больших материальных затрат, способствуют всестороннему развитию личности.

- функция обеспечения досуговых форм художественного любительства населения заключается в развитии самодеятельности населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие демократизации общественной жизни.

Особую ролевую функцию специалиста социально-культурной сферы можно определить как организацию групповой, семейной или личностной службы досуга в социуме. Она основана на традиционном гуманизме, уважении достоинства человека независимо от его возраста и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях социально-экономического кризиса рациональное использование свободного времени, по возможности, кардинально решить их досуговые проблемы.

Каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.

На практике знание функций необходимо для того, чтобы совершенствовать, улучшать педагогическую организацию социально-культурной сферы, исключать из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рациональнее использовать материальные, финансовые, кадровые ресурсы.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности. К ним относятся:

- адаптивно-нормативная функция – гоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

- образовательно-развивающая функция – освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности;

- преобразовательно-созидательная функция– вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;

- эколого-охранительная функция – формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;

- информационно-просветительная функция – накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века;

- интегративно-коммуникативная функция – диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

- рекреативно-игровая функция– формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

Направления СКД:

1. Культурно-досуговое;

2. Информационно-просветительское;

3. Нравственно-благотворительное;

4. Культурно-творческое;

5. Развлекательно-игровое;

6. Физкультурно-оздоровительное.

Таким образом, общими для данных направлений СКД являются следующие функции:

1. Гуманистическая;

2. Созидательная;

3. Ценностно-ориентационная (аксиология – наука о ценностях; иерархия ценностей: верховные → государственные → групповые → индивидуальные);

4. Преобразовательная.

Частными функциями СКД являются:

1. Развивающая;

2. Солидарная;

3. Самодеятельная;

4. Компенсаторная;

5. Гедонистическая;

6. Развлекательная;

7. Содействия;

8. Самовыражения;

9. Релаксации;

10. Информационная.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 7