Этапы становления дошкольного образования и основные направления модернизации его на современном этапе.

ПЛАН

1. Возникновение первых дошкольных учреждений в России (XVIII - первая половина XIX века.)

2. Первые детские сады в России

3 Направления развития дошкольного воспитания в советский период

4 Направления развития дошкольного образования на современном этапе

Возникновение первых дошкольных учреждений в России (XVIII - первая половина XIX века.)

До XVIII века в России не было учреждений для дошкольников. В 1706г. новгородский архиепископ Иова открыл «домик для подкидышей». Это было первое учреждение для дошкольников.

Петр I поддержал эту инициативу и Указами (1712 -1715 гг.) предписывалось, выделять подобным учреждениям средства из доходов городов и монастырей

В период Екатерины II «Генеральным планом» Н.Н. Бецкого предусматривалось открытие воспитательных домов для детей бедных родильниц. В XIX веке получили распространение детские приюты (1839год «Положение о детских приютах») В 1891 г выходит «Положение о детских приютах ведомства учреждения Императрицы Марии» Цель таких учреждений определялась как «презрение бедных обоего пола детей, без различия звания, сословия, вероисповедания и происхождения и доставление им религиозно-нравственного воспитания и начального образования».

Приюты были 3 типов: для приходящих детей; постоянно живущих в них, смешанные приюты; летние приюты.

Предпосылками становления общественной системы дошкольного воспитания были социально-политические и экономические условия, а именно:

• развитие капитализма в России,

• рост промышленности;

• привлечение женщин в работе на производстве.

Это привело к безнадзорности детей, а в худшем случае - к их смерти При заводах и фабриках стали организовываться ясли для детей грудного возраста и ясли-приюты для детей преддошкольного, дошкольного и раннего школьного возраста, это снижало безнадзорность. Самые ранний опыт организации фабричных яслей для детей рабочею класса были ясли при Раменской текстильной фабрике (1880г.). Ясли-приюты открывались буржуазно-филантропическими обществами «попечения о бедных и больных детях»

Первые детские сады в России.

Западно-Европейская идея общественно дошкольного воспитания была воспринята русской общественностью и педагогами, особенно новая воспитательная система Ф.Фребеля «детский сад».

Однако детские сады, как воспитательно-образовательное учреждение слабо прививалось в России. Организация их в России практически до 1917 года, было делом частной инициативы. Отдельные представители русской общественности проявили необычайный энтузиазм и энергию, занимаясь организацией в России детских садов. В государственном бюджете Российской империи на 1913 год по статье «занятие с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в размере 1 копейки в год в среднем на одного ребенка. Первое упоминание о детских садах в России относится к 1959 г.

1859г. - Детский сад в Гельсингфорсе.

1863г. - Детский сад в Петербурге. (С. А. Люгебель).

1863 г - Детский сад в Гельсингфорсе.

1866г. - Детский сад в Петербурге (супруги Симонович).

1866г. - Детский сад в Николаеве (Ильин, Зарудный).

1866г. - Детский сад в Одессе.

1866г. - Детский сад в Москве при пансионе девиц Герке.

1866г. - Детский сад в Петербурге при пансионе девиц Герке.

К 1917 году было примерно 280 детских садов. Из них - 250 частных и 30 народных (от 2 до 8 лет). До 1917 года в России были частные и народные детские сады. Частные детские сады существовали на средства родителей, а народные открывали на средства благотворительности.

Частные детские сады были доступны имущим слоям населения, их посещали дети представителей прогрессивной русской интеллигенции, которые видели воспитательную значимость данных учреждений. Преобладающее большинство платных детских садов в России превратилось в подготовительные воспитательно-образовательные заведения для детей дошкольного и раннего школьного возраста, многие из них составляли органическое целое с различными учебными заведениями.

Народные детские сады посещали дети бедноты. Такие учреждения организовывались только в крупных городах, они были перегружены детьми (50-60 детей приходилось на 1 воспитателя от 2 до 8 лет), серьезной педагогической работы не проводилось, жалование было очень низкое, поэтому на этой должности работали случайные малообразованные люди, в детских садах очень часто были инфекционные заболевания. Как в частных, а тем более в народных, не было стройной системы воспитания, не было программ, отсутствовала подготовка кадров. Российские дошкольные работники заимствовали западноевропейский опыт, в частности систему Ф. Фребеля. В Петербурге были организованы высшие женские Фребелевские педагогические курсы (в Петербурге в 70 г. XIX в. было организовано Фребелевское педагогическое общество).

Однако прогрессивные представители педагогической мысли в России были против заимствования зарубежных систем, создавали свою самобытную русскую систему воспитания.

Новым типом учреждений для детей 3-10 лет (1914 - 15 г.) становится очаг Пребывание детей 10-12 часов, бесплатное трехразовое питание. Очаг имел своей целью дать детям, отцы которых ушли на войну, возможно лучшие условия для их физического и духовного развития Существовали очаги на средства благотворительности, размещались в квартирах примерно 25 детей, которые были разделены по возрасту - 3-5 и 6-7 лет. Из временных учреждений очаги стали превращаться в особый тип воспитательно-образовательных учреждений.

Направления развития дошкольного воспитания всоветский период.

Государственная комиссия по народному образованию была создана 9 ноября 1917 г
Народный комиссариат по Народный комиссар Отдел дошкольного

просвещению с 1918 г. просвещения А.В. воспитания заведующий

Луначарский. отделом Лазуркина Д А

С 1917 - 1918 г. было подписано более 20 декретов об охране детства и воспитания детей

- об организации Совета защиты детей;

- о снабжении детей питанием по армейским пайкам,

- об организации дошкольных и школьных детских домов

20 ноября 1917 года опубликована «Декларация по дошкольному воспитанию», в которой указывалось, что общественное воспитание важно начинать с первых месяцев жизни ребенка и система дошкольного воспитания является частью всей школьной системы

Основные направления развития дошкольного воспитания.
I направление. Рост сети и укрепление материальной базы.
Основными типами дошкольных учреждений были:
- ясли для детей грудного возраста до 3-х лет (дневные и ясли общежития);
- детский сад от 3 до 7 лет, пребывание 6 часов,
- очаг от 3 до 7 лет, пребывание 8-10 часов;
- детские дома для детей сирот
С 1925 г. началось сокращение сети детских домов. С 1924-25 года получили распоряжение вечерние группы, которые обслуживали женщины-работницы занятые на общественной работе и кружках. Они функционировали с 18 до 21 ч. Загородные колонии из особого типа дошкольных учреждений превратились в форму организации работы детских садов и детских домов летом (летние дачи). Своеобразным типом дошкольных учреждений являлись школы - детские сады (Москва) в 20 годах, которые создавались с целью преемственности.
- Перевод детских садов с государственного на местный бюджет в 1922 году явился причиной резкого сокращения количества учреждений для дошкольников.

16.5
млн
15.5
млн

- С 1923 по 1928 год детские учреждения прикрепляли к предприятиям, что стабилизировало обстановку и дальнейшее расширение детских садов шло за счет средств общественных организаций, профсоюзов предприятий, домовых комитетов жилищных кооперативов и средств родителей

14.3
млн
11.5
млн
9.3
млн
4.4
млн
2.0
млн
254.527
тыс

1920 1940 1960 1970 1975 1980 1984 1985

Таким образом, постоянно росла сеть дошкольных учреждений, численность детей в них увеличивалась, однако обеспечить всех желающих детскими садами не было возможности.

- Постепенно улучшалась материально-техническая база дошкольных учреждений. До 1936 года детские сады размещались в неприспособленных помещениях. Им отдавали особняки, где создавались необходимые условия, часто самодельная мебель, игрушки.

С 1936 года стали строиться специальные здания.

С 1972 года введены в действие новые нормы проектирования дошкольных учреждений, по которым значительно увеличилась норма площади на одного ребенка. На основе этих норм строились новые типовые проекты ясли-садов с улучшенной планировкой (групповая ячейка состояла из игровой, спальни, раздевалки). В городах происходило укрупнение дошкольных учреждений (строили на 140-280-320 мест), а на селе (на 90-160 мест).

С 1971 года введен новый перечень типового оборудования

· были определены задачи воспитания детей дошкольного возраста.

1924 г - Третий Всесоюзный съезд по дошкольному воспитанию

· уточнение цели и задач воспитания (цель «создание» будущего борца, строителя, творца будущей жизни) В основу педагогической работы было положено три «изма» коллективизм, активизм, материализм, организованность Способы достижения цели: посильный труд. реалистическое восприятие действительности

· полный отказ от теории свободного воспитания;

· выработаны требования к воспитателю,

· развитие сети на селе;

· признано необходимым наличие программ для дошкольных учреждений.

1928 г. - Четвертый Всесоюзный съезд по дошкольному воспитанию.

· Игра и труд в дошкольном учреждении;

· программное обеспечение дошкольных учреждений (в основу составления программы должен быть положен принцип организующих моментов, программа должна была ориентироваться на школу).

В работах всех съездов приняла участие Н.К. Крупская. Первыми крупными теоретиками дошкольного воспитания были Л..И. Шлегер, Е.И. Тихеева, Аркин, Чулицкая, Шацкий.

В первой половине 20-х годов «мирно сосуществовали» в дошкольном образовании различные педагогические системы. В этот период активно проводились педагогические и педологические исследования, наблюдалось повышенное внимание к зарубежному опыту, в частности к педагогике М. Монтессори.

«Свободное воспитание» было представлено двумя течениями: первое определялось воззрениями К.Н. Венцеля (образ «Идеального детского сада», практическое воплощение которого осуществлялось в «Доме свободного ребенка» (1906-1909 г.)).

Второе наблюдалось в детском саду Л.И. Шлегер (Первая опытная станция Наркомпроса РСФСР (1918 г.), который работал, по мнению ее по «методу разумного свободного воспитания»). На протяжении первой половины 20-х годов идея свободного воспитания, в интерпретации К.Н. Венцеля постепенно сходила с арены массовой педагогической практики, а в практике детского сада Л.И. Шлегер и М X Свентицкой произошло переосмысление «свободы», т.е. к ее потере. В процессе идеологизации и политизации дошкольного воспитания руководству пришлось идти на уступки.

В 1921 г. Второй съезд по дошкольному воспитанию дал конкретную установку на «Создание формы воспитания, имеющей в своей основе общемарксистскую концепцию» (Резолюция по докладам Второго Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию - М Наркомпрос. Дошкольное отделение, 1921. - С.1. Очень большое внимание уделялось разработке содержания дошкольного воспитания.

В 1932 г. появляются первые программные документы:

1932 г. «Программа работ дошкольных учреждений» (проект) 1934 г. «Программа и внутренний распорядок детского сада»

В 1936 г. резко сменились акценты с индивидуального на коллективное воспитание, в связи с признанием педологии лженаукой.

В 1938, 1945, 1953 г. - «Руководство для воспитателя детского сада».

II направление. Подготовка кадров.
С 1918 года открываются курсы для дошкольных работников (2-3 недели., 2-3 месяца, 1 год). Работали кружки, семинарии (Метлов - в Киеве, в Москве - Шлегер).
1918 г., Петроград - дошкольный факультет при пединституте им Герцена (руководитель Тихеева Е.И.)
1919 г., Москва - дошкольное отделение при Академии коммунистического воспитания (руководитель Н.К. Крупская)
1921 г., Москва - дошкольный факультет при 2 МГУ (руководитель Суровцева А.П.)
2 МГУ был создан в 1918 году на базе высших женских курсов, который в 1930 году был преобразован в МПТИ им В И Ленина (дошкольный факультет), во 2 медицинский институт им Пирогова и МИТХТ им. Ломоносова).
С 1921 года - педагогические техникумы с дошкольными и школьными отделениями затем педагогические училища.
В настоящее время кадры для ДОУ готовят университеты, педагогические институты, педагогические колледжи, училища
Существует система повышения квалификации (1 раз в 5 лет).
С 1928 г. выходит журнал «Дошкольное воспитание»
III направление. Развитие теории воспитания дошкольников.
В развитии теории и практике воспитания дошкольников обозначились две тенденции: первая выражалась в воплощении в жизнь принципов свободного воспитания (Ю.И Фауен, К. Н. Венцель), вторая - наполнение содержанием дошкольного образования идеологией марксизма (Н.К. Крупская, ДА Лазуркина, А.В. Луначарский и др.). Послеоктябрьский период можно охарактеризовать как организационный. Собственно образовательные задачи не являлись центральным вопросом и решались самостоятельно отдельными дошкольными учреждениями, которые в новых исторических условиях продолжали по инерции работать по системам, используемым в дореволюционной России (М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Ф. Фребеля «свободного воспитания»).
В 1919 г. Дошкольный отдел разработал специальную инструкции по ведению очагов и детских садов (прообраз программы) с примерными схемами и указаниями к оборудованию, мебели, с подробным списком, игрушек, литературы, указывалось на
необходимость учитывать возрастные особенности, заботиться о здоровье, о пребывании на воздухе, обеспечении горячим питанием, была определена норма детей на 1 воспитателя - 25 человек. Считалось, что в данной инструкции нашли свое отражение и установки, характерные для теории свободного воспитания.
Большую роль в становлении теории дошкольного воспитание сыграли съезды.
1919 г. - Первый Всесоюзный съезд по дошкольному воспитанию
· критика теории «свободного воспитания» систем Ф. Фребеля, М. Монтессори.
1921 г. - Второй Всесоюзный съезд по дошкольному воспитанию
· решительно высказался за углубление педагогической работы;

Пятидесятые годы характеризуются повышенным вниманием к умственному воспитанию, с 1953 г вводится обязательное обучение детей (А.П. Усова, Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, В Г Нечаева, Т.А. Маркова).

Инструкция, методические, письма, учебники, методические пособия, педагогическая периодика способствовали развитию теории дошкольного воспитания. В 1943 г создается АПН СССР, 1944 г. создается АПН РСФСР, а в 1960 г. первый в мире научно-исследовательский институт дошкольного воспитания.

Структура АПН СССР.

About

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 52 = 62