Элементы эффективного общения

Тема 1.2. Общение в сестринском деле

Функции общения. Элементы эффективного общения. Уровни общения. Типы общения. Стили, средства общения. Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна».

Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.

Значение психотерапевтического воздействия хорошо известно - его ценность превосходит иногда все другие методы лечения.

Поэтому общение – одно из важных умений, необходимых для эффективной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. Доверие к сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если сестра владеет навыками эффективного общения.

Термины Определение
Общение Сложный, многоплановый процесс уста­новления и развития контакта между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включаю­щий в себя обмен информацией, воспри­ятие и понимание другого человека
Коммуникация Обмен информацией между индивидами через посредство общей для них знакомой системы
Коммуникатор Человек, передающий информацию
Респондент Человек, получающий информацию
Вербальное общение Общение при помощи слова, речи
Невербальное общение Общение при помощи мимики, жестов, осанки, позы вместо слов
Кинетика Жесты, мимика, пантомимика
Паралингвистика Голос, плач, смех, темп речи
Этика (Etnos – обычай, нрав) Наука, изучающая нравственность, то есть нормы поведения людей, их моральные отношения
Деонтология (Deontos – должное надлежащее, logos – учение) Наука, изучающая профессиональные отношения
Медицинская этика Наука, изучающая моральные отношения между врачом, сестрой, пациентом и его родственниками
Медицинская деонтология Наука, изучающая профессиональные отношения между врачом, сестрой, пациентом и его родственниками

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью.

Элементы эффективного общения

Одна из важнейших задач медицинской сестры — это умение тактично выстроить с пациентом беседу, эффективность которой зависит, в первую очередь, от умения расположить его к себе, вызвать на откровенный разговор. Искусство слушания пациента оказывает влияние не только на своевременную диагностику, но и на формирование конструктивных партнерских отношений между ним и медицинской сестрой.

Существуют правила эффективного общения, применение которых помогает установить взаимоотношения между медицинским работником и пациентом. Поддержать атмосферу доверия и сотрудничества, создать и сохранить спокойную, уважительную и доброжелательную атмосферу можно с помощью нескольких приемов:
1. «Имя собственное» Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и отчеству (если этого требует возраст) и на «вы», что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На «ты» можно переходить, только если пациент сам предложит это.
2. «Комфортная обстановка» Беседу с пациентом проводят, по возможности обеспечив ему удобное место, учитывая освещение, наличие шума, мебель, помещение, присутствие посторонних. Необходимо помнить о межличностной дистанции, расположиться так, чтобы лицо находилось на одном уровне с лицом пациента.

3. «Зеркало отношении» Прием состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я — ваш друг». У пациента возникают чувство защищенности и, как следствие, положительные эмоции. Не следует быть фамильярным в беседе, разговаривать свысока или пренебрежительно.
4. «Построение беседы» Разговор с пациентом начинают с подчеркивания его достоинств и положительных достижений в устранении проблемы со здоровьем. Нежелательно начинать беседу со сложной для пациента темы. К наиболее волнующим и щепетильным вопросам подходят постепенно. Терпеливо и внимательно выслушивают проблемы пациента.

5. «Золотые слова»Прием заключается в высказывании комплиментов, способствующих эффекту внушения. Следует увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым ведется беседа.
6. «Риторические способности»Говорить следует четко, неторопливо, доходчиво, с максимальным проявлением дружелюбия (без заискивания), проверяя, правильно ли понимает сказанное собеседник. Нужно стараться вести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей, вкусов и желаний пациента. В разговоре нужно выдерживать паузу: это дает возможность понаблюдать за пациентом и собраться с мыслями и ему, и медицинскому работнику. Ответы пациента сопровождают мимикой утверждения или кратким «да».

При неточном ответе на вопрос его повторяют или формулируют по-другому.
7. «Профессиональная этика»В разговоре с пациентом избегают употребления медицинских терминов, информируют его о лечебных мероприятиях и ожидаемых результатах в пределах профессиональной компетенции.
8. «Взаимное понимание» В конце беседы уточняют, не возникло ли смыслового барьера.

About

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1