Рубрика: Беременность, Роды

Условия синхронизации синхронных генераторов

Основные сведения

Синхронизация синхронных генераторов

Подготовка СГ к включению на парал­лельную работу и сам процесс включения на

зываются синхронизацией.

Существует три способа синхронизации

1. точная;

2. грубая;

3. самосинхронизация.

Эти способы рассмотрены ниже.

Для безударного включения СГ на параллельную работу необходимо выполнить следующие условия синхронизации:

1. равенство напряжения Uсети и ЭДС Еподключаемого генера­тора, т. е.

|U| = | Е| .

2. равенство частот сети fи подключаемого генератора f , т. е. f= f .

3. совпадение по фазе одноименных векторов фазных напряжений обоих генерато-

ров, или, иначе, равенство нулю угла сдвига по фазе указанных векторов, т. е. φ = 0°.

4. одинаковый порядок чередования фаз 3-фазных генераторов, т.е. А- В и

А- С. На практике это означает, что выводы А, В и С каждого генератора должны

при включении на шины, подключаться к шинам соответственно А, В и С ГЭРЩ.

Объясним, как проверяется выполнение этих условий и что надо делать при их на-

Рушении.

Для проверки выполнения первого условия используют вольтметр с переключате

лем, позволяющим поочередно измерить напряжение на шинах ( сети ) и на зажимах генератора, включаемого на шины.

Если напряжение подключаемого генератора больше ( меньше ) напряжения на ши

нах, то поступают так:

1. при ручном регулировании вручную уменьшают ( увеличивают ) ток возбужде-

ния подключаемого генератора при помощи реостата возбуждения, рукоятка которого вы-

ведена на лицевую часть генераторной панели каждого генератора;

2. при автоматическом управлении уменьшают ( увеличивают ) ток возбуждения воздействием на регулятор уставки напряжения автоматического регулятора напряжения

( АРН ) генератора, рукоятка которого выведена на лицевую часть генераторной панели каждого генератора.

Для проверки выполнения второго условия используют частотомер с переключате-

лем, позволяющим поочередно измерить частоту напряжения на шинах ( сети ) и на зажи-

мах генератора, включаемого на шины.

Если частота тока подключаемого генератора больше ( меньше ) частоты тока на шинах, то у подключаемого генератора уменьшают ( увеличивают ) подачу топлива дизе-

лю поворотом рукоятки управления серводвигателя в сторону «Меньше» ( «Больше» ).

Эта рукоятка выведена выведена на лицевую часть генераторной панели каждого генератора.

Для проверки выполнения третьего условия используют ламповый или стрелочный синхроноскоп. Включить генераторный автомат надо в момент, когда погаснут все 3 лам-

пы ( если синхроноскоп включен по схеме «на темноту» ), либо верхняя ( если синхроно-

скоп включен по схеме «на вращение огня» ), либо если стрелка синхроноскопа займет

положение «12 часов».

Проверка выполнения четвертого условия в процессе эксплуатации судна не дела-

ется. Это объясняется тем, что необходимый порядок подключения генераторов к шинам обеспечивают специалисты-электромонтажники судоверфи.

Поэтому судовым электромеханикам нет надобности проверять выполнение этого условия.

Однако после выполнения ремонтно-профилактических работ, в ходе которых гене

ратор отсоединялся от шин ГЭРЩ, проверка выполнения этого условия обязательна.

Если все условия синхронизации выполнены, то включение гене­ратора на шины ГРЩ будет безударным, а сам генератор после включе­ния останется работать в режиме холостого хода.

10.3. Последствия нарушений условий синхронизации.

От того, какое именно условие не выполнено, зависят последствия нарушения усло­вий синхронизации. Рассмотрим поочередно нарушение каждого из перечисленных условий.

1. При нарушении первого условия | U| ≠ | E|.

В этом случае в замкнутой цепи, образованной последовательно включенными че-

рез шины ГЭРЩ обмотками статоров СГ, возникнет т.н. уравнительный ток.

Этот ток, протекая через обмотки статоров обоих генераторов, подмагничивает ге-

нератор с меньшим напряжением и размагничивает генератор с большим напряжением.

В результате напряжения параллельно включенных генераторов выравняются.

Вместе с тем уравнительный ток нагружает обмотки статоров обоих генераторов, нагревая их и линии электропередачи между генераторами и не позволяя использовать ге-

нераторы по току полностью.

2. При нарушении второго условия синхронизации f ≠ f .

Сразу после включения генератора на шины возникнет переходный процесс, харак­тер которого зависит от значения разности частот обоих генераторов.

Если разность частот менее 0,75 Гц, то после подключения генератора его ротор со

вершит несколько колебательных движений ( качаний) с постепенно убывающей амплиту-

дой и затем под действием собственной синхрони­зирующей мощности втянется в синхро-

низм.

После этого роторы обоих генера­торов станут вращаться с одинаковой скоростью.

Если эта разность составляет несколько герц, ротор подключен­ного генератора мо-

жет не войти в синхронизм и будет перемещаться относительно ротора другого генерато-

ра.

Возникающие при этом механические толчки на валу могут привести к тому, что не только подключенный генератор не войдет в синхронизм, но могут выпасть из синхро-

низма другие параллельно работающие генераторы.

3. Последствия нарушения третьего условия ( φ ≠ 0°) зависят от взаимного поло-

жения роторов в момент включения генератора на параллельную работу.

Рассмотрим 3 характерных случая:

а ) генератор включен при положении стрелки синхроноскопа «без пяти минут 12 часов» ( при этом стрелка синхроноскопа должна вращаться по часовой стрелке ).

В этом случае он сразу же перейдет в генераторный режим и снимет часть нагрузки с работающего генератора.

При этом на валах обоих генераторов возникнут динамические моменты: тормозно

го характера у подключенного генератора и подкручивающего у работающего.

После этого надо постепенно подачу топлива увеличивать у подключенного генера

тора и одновременно уменьшать у работающего. В момент времени, когда показания кило

ваттметров обоих генераторов станут одинаковыми, надо перестать изменять подачу топ-

лива.

б ) генератор включен при положении стрелки синхроноскопа «пять минут после 12 часов».

В этом случае он сразу же перейдет в двигательный режим и добавит нагрузку на

работающий генератор.

При этом на валах обоих генераторов возникнут динамические моменты: подкручи

вающий у подключенного и тормозной у работающего генератора.

В результате «подкручивания» подключенный генератор может пойти «вразнос» и и будет отключен защитой по обратной мощности.

Если защита не сработала, что может быть при небольшом, неопасном значении обратной мощности подключенного генератора, надо сразу после включения начать увели

чивать подачу топлива у подключенного генератора и уменьшать у работающего.

В момент времени, когда показания киловаттметров обоих генераторов станут оди-

наковыми, надо перестать изменять подачу топлива.

в ) генератор включен на шины при положении стрелки синхроноскопа «6 часов».

В этом случае ротор подключенного генератора «перевернут» по отношению к ро-

тору работающего.

При этом в замкнутой цепи, образованной последовательно включенными через шины ГЭРЩ обмотками статоров СГ, напряжение работающего генератора и ЭДС под-

ключенного суммируются ( совпадают по фазе ).

Поскольку обмотки статоров имеют незначительное сопротивление, под действием двойного напряжения U+ E= 220 + 220 = 440 В в цепи возникнет ток короткого замы-

кания.

В результате отключится один или оба автоматических выключателя ( в последнем случае судно обесточится ).

Из сказанного следует, что процесс синхронизации генераторов - достаточно ответ

ственный.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации электрооборудования су-

дов, именно вахтенный механик должен выполнять все действия, связанные с синхрони-

зацией, переводом и распределением нагрузки при параллельной работе генераторов.

Судовой электромеханик включает на параллельную работу генераторы только в двух случаях – при использовании методов грубой синхронизации или самосинхрониза-

ции.

Пересечение гранных поверхностей с поверхностями вращения

При пересечении поверхности вращения многогранником их общим геометрическим элементом является некоторая линия.

Рассмотрим построение этой линии на примере решения задачи о пересечении прямой трехгранной призмы и сферы (рис. 6.3).

Рис. 6.3. Пересечение призмы и сферы.

Поскольку боковые грани призмы перпендикулярны к П1, то горизонтальная проекция линии пересечения призмы и сферы совпадает с горизонтальной проекцией боковой поверхности призмы.

Остается построить фронтальную проекцию линии пересечения. Так как по двум проекциям геометрического объекта легко построить третью, то здесь мы ограничимся построением горизонтальной и фронтальной проекций.

В данном случае, поскольку одна из поверхностей занимает частное положение в пространстве, то применения метода вспомогательных секущих плоскостей не требуется. Выберем характерные (1, 3, 5) и промежуточные (2, 4) точки, лежащие на линии пересечения призмы и сферы. Их горизонтальные проекции 11, 21, 31, 41, 51 указаны на рис. 6.3.

Для построения на П2 проекции какой-либо из указанных точек достаточно через горизонтальную проекцию искомой точки провести горизонтальную линию, фронтальная проекция которой представляет собой окружность, далее измерить расстояние вдоль этой линии от вертикальной оси до контура сферы на П1, а затем этим радиусом на П2 провести окружность.

Рассмотрим построение фронтальной проекции какой-либо точки, например, точки 2. Проводим через нее горизонтальную линию. Затем измеряем расстояние от точки 61 до 71 и этим радиусом проводим дугу окружности из точки О2. Искомая точка 22 лежит на пересечении дуги окружности с линией связи, проведенной из точки 21. Аналогично строятся точки 12, 42, 52. Через точку 3 нет необходимости проводить горизонтальную линию, так как она лежит на контуре сферы в проекции на П2, и для построения точки 32 достаточно провести из точки 31 линию связи до пересечения ее с контуром сферы.

Соединив точки 12, 22, 32, 42, 52, получаем один из участков искомой линии.

Так как участок линии между точками 51 и 81 лежит на горизонтальной линии, то между точками 5 и 8 линия пересечения призмы и сферы представляет собой дугу окружности.

В связи с тем, что рассматриваемые поверхности симметричны относительно горизонтальной и профильной плоскостей уровня, искомая линия пересечения в проекции на П2 симметрична относительно вертикальной и горизонтальной осей, и ее построение не требует дополнительных пояснений.

Видимость линий определяется по видимости точек так же, как в предыдущих разделах.

Заметим, что, используя метод вспомогательных секущих плоскостей, можно построить линию пересечения любых геометрических объектов (прямой с плоскостью, многогранником, поверхностью вращения, двух плоскостей, плоскости общего положения с многогранником и поверхностью вращения и т.п.). Если при построении линий пересечения вспомогательных секущих плоскостей и рассматриваемых поверхностей возникают затруднения, тогда необходимо способом замены плоскостей проекций получить проекции указанных поверхностей в более удобном виде.

Звуковые измерения

Акустика. Физические характеристики звука. Характеристики слухового ощущения и их связь с физическими характеристиками звука. Звуковые измерения. Акустический импеданс. Аудиометрия.

Акустика – область физики, исследующая упругие колебания и волны от самых низких частот до предельно высоких (1012-1013Гц). Так же под акустикой понимают учение о звуке, об упругих колебаниях и волнах в газах, жидкостях и твердых телах, воспринимаемых человеческим ухом (частоты от 16 до 20 000 Гц).

Физические характеристики звука.

Принято различать звуки:

тоны или музыкальные звуки

шумы

звуковые удары

Тоном называется звук, являющийся периодическим процессом. Если этот процесс гармонический, то тон называется простым или чистым. Негармоническому колебанию соответствует сложный тон (простой тон издает камертон, сложный тон создается музыкальным инструментом).

Набор частот с указанием их относительной интенсивности называется акустическим спектром.

Шумом называют звук, отличающийся сложной, неповторяющейся временной зависимостью. Шум также можно рассматривать как сочетание беспорядочно изменяющихся сложных тонов. К шуму относятся звуки от вибрации машин, шорох, скрип, аплодисменты.

Звуковой удар – это кратковременное звуковое воздействие: хлопок, взрыв.

Характер слухового ощущения и их связь с физическими характеристиками звука.

Воспринимая тоны, человек различает их по высоте.

Высота – субъективная характеристика, обусловленная, прежде всего частотой основного тона. В значительно меньшей степени высота зависит от сложности тона и его интенсивности, звук большей интенсивности воспринимается, как звук более низкого тона.

Тембр звука – зависит от акустического спектра.

Громкость – субъективная оценка звука, которая характеризует уровень слухового ощущения. Громкость зависит от интенсивности и частоты

E=Rlg(I/I0)

R – некоторый коэффициент пропорциональности, зависящий от частоты и интенсивности.

I0 – пора слышимости.

Звуковой генератор – это электронный прибор, генерирующий электрические колебания с частотами звукового диапазона. С помощью генератора создают звук частотой 1 кГц. Измеряют интенсивность звука до тех пор, пока не возникает слуховое ощущение, аналогичное ощущению громкости исследуемого звука. Интенсивность звука частотой 1 кГц в децибелах, измеренная по прибору, равна громкости этого звука в фонах.

Для объективного измерения уровня громкости шума используется шумомер. Свойства шумомера приближаются к свойствам человеческого уха, для этого для разных диапазонов уровней громкости используются корректирующие электрические фильтры. Метод измерения остроты слуха называется аудиометрией. При аудиометрии на специальном приборе (аудиометре) определяют порог слухового ощущения на разных частотах (пороговая аудиометрия). При этом на каждой частоте пациент слышит гармонический тон, поэтому метод называется тональным.

Тема: ревизионный контроль

Таблица. Сравнительная характеристика камеральных и выездных проверок.

Тема: налоговый контроль.

1. понятие, сущность налогового контроля

2. виды налоговых проверок

Ст. 82 и ст. 60 НК РФ – все налогоплательщики подлежат налоговому контролю в форме налоговых проверок.

Налоговый контроль – это специализированный (только в отношении налогов и сборов) неведомственный государственный контроль.

Сущность:

1. проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах

2. проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов

3. устранение выявленных нарушений

В рамках проверки осуществляется контроль за ведением налогового учета у экономического субъекта. Налоговый учет может вестись как с применением специальных налоговых регистров (налоговых форм), так и без их применения. Во 2-м случае специальные налоговые регистры не составляются, а расчет налогов производится на основании данных бухгалтерского финансового учета (первички, регистров, отчетности).

Виды налоговых проверок:

1. камеральные

2. встречные

3. выездные

4. повторные выездные

Камеральная Выездная
1. субъект Территориальные налоговые органы Налоговые органы всех уровней
2. объект Совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчетный период Совокупность финансово-хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более 3-х лет, предшествующих году проверки
3. основание для проведения Специального разрешения не требуется Решение руководителя налогового органа
4. периодичность Регулярно с периодичностью предоставления отчетности Выборочно по мере необходимости
5. место Место нахождения налогового органа Место нахождения налогоплательщика
6. категория проверяемых налогоплатель-щиков Все Юридические лица и ИП
7. мероприятия Не связанные с нахождением налогоплательщика Любые, установленные НК

Срок давности – три года. Например, в 2010 году проверяют 2009, 2008 и 2007 гг.

Камеральная проверка – ст. 88 НК. Срок проведения – три календарных месяца со дня представления в налоговую инспекцию налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Сопоставляют показатели, отраженные в разных отчетах.

Частота камеральных проверок зависит от возникновения необходимости. Объяснения составляются налогоплательщиком в письменной форме. НК РФ не предусматривает оформление результатов актов. Но: арбитражный суд и ст. 115 НК – в суд не позднее 6 месяцев и с составленным актом.

О необходимости внесения исправлений по выявленным нарушениям налоговый орган оповещает, в течение 5 рабочих дней необходимо устранить нарушения.

Встречная налоговая проверка проводится с целью подтверждения факта совершения определенной сделки, полноты отражения ее результатов в бухгалтерском учете. Предмет – документы контрагентов налогоплательщика.

Повторная налоговая проверка проводится с целью контроля за проведением плановых налоговых проверок. Данный вид проверок проводится в рамках выездной налоговой проверки.

Ревизия – вид финансового контроля, который производится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Этапы проведения ревизии:

1. получение задания

2. планирование

3. предварительная подготовка

4. проведение

5. оформление результатов

Задание дает заказчик:

· администрация организации

· собственных организации

· государственные органы

Планирование осуществляется поэтапно. 2 основных этапа – разработка программы и плана.

После получения задания составляется программа, которая содержит разделы:

1. цель ревизии

2. вопросы, подлежащие проверке

3. средства и условия, необходимые для проведения ревизии

4. сроки и место исполнения

5. состав участников ревизии

6. формы документального оформления ревизии

Программа разрабатывается на основе действующего инструктивного материала и опыта, накопленного ревизионным органом. Программа утверждается начальником ревизионного органа или заказчиком.

На основе программы составляется план. Вопросы:

1. проверить обеспеченность организации складскими помещениями

2. выявить нарушения в движении первичных документов и заполнении регистров бухгалтерского учета

3. проверить соблюдение установленного порядка складирования готовой продукции

4. выявить факты порчи готовой продукции на складах

5. выявить факты хранения готовой продукции вне складов

6. выявить факты неучтенной продукции

Делается акцент на фактических методах.

Предварительная подготовка ревизии:

1. решение методических вопросов

2. решение организационных вопросов

3. ознакомление с объектом ревизии

Методические вопросы – необходимо изучить практический опыт ревизионного органа по аналогичным программам. При этом изучается информация, которую можно получить из объяснительных записок к отчетам, составляемых службами и подразделениями организации.

Для участников ревизии подбираются нормативные акты, нормы естественной убыли и выхода продукции, необходимые инструментальные материалы (что это?:)).

При решении организационных вопросов составляется список необходимой оргтехники, пломбиров, печатей, штампов. На этом этапе разрабатываются макеты объяснительных записок, заявлений, запросов, двух журналов:

1. регистрации вопросов и ответов

2. входящих и исходящих документов

На организационном этапе подбираются участники ревизии. Это специалисты разных направлений. Состав участников и срок проведения ревизии оформляется приказом по организации.

Инвентаризация как метод фактического контроля: в процессе ревизии тщательной проверке подвергаются все инвентаризационные документы, организация инвентаризаций, правильность принятых решений по пересортице ТМЦ, недостачам и излишкам.

*В описях отражается фактическое наличие и данные учета, в сличительных ведомостях – что?,а в актах – факт.*

На этапе ознакомления проводится оценка общего положения дел объекта ревизии.

Другие методы фактического контроля:

1. проверка в натуре

2. проверка фактов по конченым операциям

3. лабораторные анализы

4. экспертная оценка

5. контрольный обмер

6. контрольный запуск сырья

7. контрольная приемка продукции

Материалы ревизии: акт и приложения к нему, на которые в акте имеются ссылки.

Акт состоит из вводной и описательной частей:

· в вводной части акта содержатся сведения, идентифицирующие проверку (тема ревизии, дата, место, период, реквизиты проверяемой организации, сведения об учредителях, лицензия, счета, данные предыдущих ревизий и т.д.). В этой части отражается ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации

· в описательной части акта содержится описание нарушений, размер подтвержденного ущерба и возможных последствий нарушений

Ревизору запрещено давать правовую и морально-этическую оценку лиц ревизуемой организации, квалифицировать их действия и поступки.

Словообразовательные элементы греческого происхождения

Активные способы терминообразования

А) человек, страдающий болезненным страхом перед насекомыми;

Задание 7. Составьте подходящие к данным дефинициям термины. Воспользуйтесь справочными материалами.

б) процесс лечения, осуществляемый самим больным, не контролируемый врачом;

в) состояние финансового запаса личности, не позволяющее приобрести определенный товар;

г) количество денег в распоряжении личности, превышающее необходимый для существования минимум;

д) отсутствие между говорящим и слушающим понимания.

Справка:

инсекто- (насекомое);

фобия- (болезненный страх, ненависть);

гипо- (недостаток, уровень ниже нормы);

гипер- (превышение уровня нормы);

а-, дис- (отрицание).

Термин— это слово или словосочетание научного языка, точно и однозначно называющее какое-либо специальное понятие и раскрывающее его содержание. Термин нейтрален в эмоционально-оценочном отношении.

Наиболее обширный пласт терминологической лексики всех современных наук представлен образованиями на основе корней (префиксов, суффиксов) греческого и латинского языков. Эти словообразовательные элементы имеют статус международных терминоэлементов, на основе которых создается интернациональная терминологическая лексика.

Таблица 1

а — отрицание
авто — сам
агр(о) — поле
антроп(о) — человек
арифм(о) — число
арх(и) — начало,
главенство
архе(о) — древний
атм(о) — воздух
аэр(о) — воздух
бактериа — палочка
би(о) — жизнь библи(о) — книга
гели(о) — солнце
ге(о) — земля
гидр(о) — вода
гипер — сверх
гипо — внизу, снизу, под
грамма — запись,
буква
граф(о) — писать
ди — два
диа — между

дин(амо) — сила
дром — бег, путь
зоо — животное
кал(ли) — прекрасный
кардио — сердце
кило — тысяча
кине — движение
лекс(ико) — слово
логос — слово, мысль,
учение
макр — крупный
мело — песня
мета — за-, пере-
метр(ия) — мера
механик — машина
мио — мышца
моно — один, единый
морф — форма
нео — новый
оним — имя
ойкос (эко) — дом
пале(о) — древний
пан(о) — весь, всё
педо — дитя

поли — много
псевд(о) — ложь
псих(о) — душа
стат(и) — стоящий
теле — далеко
тео — бог
термо — тепло
тетра — четыре
техн(о) — искусство,
мастерство
фил(а) — любитель, друг
фито — растение
-фоб, -фобия — боящийся, боязнь
фон(о) — звук
фот(о) — свет
хоре(о) — пляска
хрон(о) — время
цито — клетка
эго — я
экзо — снаружи
эндо — внутри
этн(о) — народность

Таблица 2

Словообразовательные элементы латинского происхождения

ави(а) — птица
акв — вода
антикв — древний
арм — оружие
ауди — слушать
би — дву-
бреви — краткий
вибр(о) — дрожать
вит(а) — жить
витр — стекло
вице — вместо
гом(о) — человек
гранд — большой
де — удаление, отмена,
движение назад
дец(и) — десять
дикт(о) — говорит
дис (диз) — разделение,
отделение, отрицание
ду — два
интер — между
интра — внутри
квази — якобы
колор — цвет
лабор — труд
линг(в) — язык
максим — наибольший
меди — середина
мемор — память
милли — тысяча
мото — двигатель, движение
мульти — много
нигил — ничего
номин — имя
пост — после
плюр — много
прим — первый
радио — излучать
ре — вновь, назад,
обратно
ретро — назад, обратно
санти — сто
соци(о) — общество
стру(кт) — строить
суб — под
супер, супра — над,
верх
терции — третий, треть
тра(нс) — за, пере-
ультим(о) — последний,
крайний
ультра- — более, сверх, за
цент — сто
цитр(о) — лимон
экстра — вне, сверх
юр(и) — право

Задание 8 . Используя данные таблицы 1 и таблицы 2, объясните происхождение названий современных наук; продолжите данный ряд своими примерами:

психология, зоология, биология, философия, экология, педагогика, динамика, теология, социология, этнография, логика.

Задание 9. Определите значение приставки, общее для каждой группы слов.

1. Асимметрия, асинхронный, атеизм, асоциальный.

2. Рекомбинировать, реконструировать, реорганизация.

3. Дисбаланс, диспропорция, дисфункция.

4. Девальвация, дезорганизация, деадаптация.

Основу научного стиля речи составляет общенаучная терминология греко-латинского происхождения, в которой преобладают имена существительные с абстрактным значением, а также конкретные существительные в обобщенном значении.

Таблица 3

Общенаучная лексика
греческого происхождения латинского происхождения
анализ
атом
аналогия
генезис
гипотеза
диахрония
динамика
идея
проблема
семантика
синтез
синхрония
схема
теория
техника
феномен
фраза
цикл
экономика
энергия
эстетика
аспект
абсолютный
адаптация
комплекс
культура
материя
объект
проект
процент
процесс
рефлексия
термин
факт
фактор
феномен
фрагмент
функция
эволюция
эквивалент
эксперимент
элемент
Одним из источников образования терминов является терминологизация слов общелитературного языка, т.е. использование их в узком специальном значении. Например, слово усталость со значением «чувство утомления, ослабление организма от работы» используется в терминологии для обозначения понятия «умственная усталость», определяемого как «состояние ума, … находящихся под многократным воздействием … нагрузок».

Одной из примет современного научного стиля является терминологическая омонимия, при которой один и тот же термин входит в разные терминологические системы, в каждой из которых за термином закрепляются разные дефиниции.

Задание 10. Определите общий компонент значения в следующих терминах, входящих в терминологические системы разных наук.

1. Депрессия (лат. depressio):

в медицине — подавленное, угнетенное состояние;

в геологии — понижение земной поверхности.

2. Ассоциация (лат. associatio — соединение):

в химии — объединение молекул вещества в удвоенные, утроенные (ассоциированные молекулы);

в психологии — связь, образующаяся при определенных условиях между психическими представлениями, ощущениями, идеями;

в ботанике — совокупность однородных растительных сообществ.

3. Ассимиляция (лат. assimilatio):

в биологии — образование в организме сложных веществ из элементов внешней среды;

в этнографии — усвоение одним народом языка, обычаев другого народа.

Задание 11. На основе справочной литературы (Словарь иностранных слов, Энциклопедический словарь) уточните значение следующих терминов, входящих в терминологию разных наук. Составьте с ними предложения.

а) функция — в психологии, в физиологии

б) структура —в биологии, в психологии;

в) конверсия — в психологии, в биологии;

Одной из характеристик терминологии являются термины-синонимы (дублеты), которые соотносятся с одним и тем же понятием. К примеру, в лингвистике: винительный падеж — аккузатив, в психологии: лицо — субъект.

Задание 12. Проанализируйте приведенный ряд терминологических синонимов; продолжите данный список синонимов; объясните причину и источник их возникновения. Приведите свои примеры терминологической синонимии.

Приспосабливать — адаптировать,

ударение — акцент,

закреплять — фиксировать,

звуковой — акустический,

зрительный — оптический,

слушать — аудировать,

уподобление — ассимиляция,

происхождение — ……,

разрабатывать — ……,

создавать — …….

Характерной приметой языка науки является широкое использование в терминологии понятий с противоположным значением (антонимов).

Задание 13. На основе анализа представленных антонимических пар проследите, как реализуется противоположность понятия в терминах, какие регулярные средства языка используются для этой цели. Приведите свои примеры антонимии в терминологии.

Положительные — отрицательные (эмоции),

микроструктура — макроструктура,

ассимиляция — диссимиляция,

конвергентное — дивергентное (мышление)

гетерогенный — гомогенный (состав),

ассоциировать — диссоциировать.

В последние годы в русском научном языке значительно увеличилось количество терминов информатики и программирования. Среди них встречаются как недавно заимствованные слова, так и слова, достаточно давно существующие в русском языке.

Определите значение компьютерных терминов (при затруднении пользуйтесь словарями). Какие из приведенных слов используются в общелитературном языке или употребляются в других областях науки? Насколько совпадают или перекликаются эти значения?

Агрегат, администратор, адрес, анализ, анализатор, анимация, аргумент, архив, архитектура, ассоциация, блок, буфер, вирус, генератор, графика, диагностика, дисплей, документ, импорт, индекс, индикатор, каскад, каталог, компрессия, клавиатура, клон, код, команда, контраст, машина, меню, оптимизация, пакет, память, параграф, парковка, перезагрузка, планировщик, протокол, семафор, система, тест, формат, элемент, дебрифинг.

Считается, что терминологии противопоказана образность и эмоциональность. Однако некоторые термины и терминологические сочетания (пастушья сумка, мертвая голова, цинковая обманка, грудная жаба) сохраняют свою образную форму. В подобных случаях можно говорить о «терминологических фразеологизмах» и «терминологических идиомах».

Одна из характерных особенностей современного литературного языка заключается в использовании заимствованных из профессионального языка терминов, которые утрачивают узкое (специальное) значение и развивают значения переносные. Иллюстрацией этого процесса может служить, к примеру, судьба термина «психология».

Задание 14 . Сопоставьте исходное значение термина «креативность» и значения этого термина в устойчивых сочетаниях, широко распространенных в современном литературном языке.

Задание 15. Сопоставьте языковые особенности 2-х любых текстов — научного (1) и научно-популярного (2) — с точки зрения: 1) использования в них специальной и общенаучной терминологии; 2) соотношения лексики с абстрактным и конкретным значением; 3) использования глаголов (частотность употребления, использование форм 1 и 2 лица, особенности форм); 4) использования личных местоимений; 5) выраженности авторского (эмоционально-оценочного) начала (обращения, восклицательные предложения, вопросно-ответные единства); 6) использования выразительных средств (разговорная фразеология, тропы, фигуры речи).

Результаты сопоставления внесите в предложенную ниже таблицу.

Научный текст Научно-популярный текст
Специальные термины
Общенаучные термины
Глагольные формы
Личные местоимения
Эмоционально-оценочные средства
Выразительные средства

2. некоторые аспекты синтаксиса научной речи

и оформление научного текста

Показатели монопольной власти

Ранее уже говорилось о том, что теоретически монополия понимается как единственный производитель. Однако следует подходить к этому явлению и с позиций доминирования на рынке со всеми вытекающими последствиями, что не обязательно связано с наличием лишь одного производителя. Главное – ограничение конкуренции, установление барьеров входа на рынок. Такая ситуация порой не явна, ее нужно проанализировать, установив доминирование.

Рассмотрение всех предыдущих вопросов позволяет сделать выводы, что главное отличительное свойство монополии связано с наличием рыночной власти – способностью воздействовать на цены, устанавливая цены выше предельных издержек. Величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Но эластичность не одинакова для фирм на различных товарных рынках. Чем это вызвано?

Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы:

1) эластичность рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти;

2) число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно влияние однойиз них на цену;

3) взаимодействие между фирмами. На рынке может быть несколько производителей, но их взаимодействие порой превращает рынок как бы в единого субъекта.

Учет этих факторов позволяет использовать ряд показателей, количественно определяющих степень рыночной (монопольной) власти.

Итак, монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1 / Е).

Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс, который вошел в экономическую теорию под названием индекс (коэффициент) Лернера (IL).

IL = (Pm MС) / Pm = 1 / Е,

где IL – индекс монопольной власти Лернера;

Pm – монопольная цена;

MС – предельные издержки;

Е – коэффициент эластичности спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = P. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет собой положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностями расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки часто заменяют средними издержками. В этом случае исходная формула трансформируется:

IL = (Pm АС) / Pm.

Если умножить числитель и знаменатель на Q (объем продукции), то получим в числителе прибыль (π), а в знаменателе – валовой доход (выручку - TR):

IL = [(Pm АС)∙Q] / Pm.∙ Q = π / TR.

В результате преобразований показатель Лернера отражает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая прибыль не является явным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, то есть не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.

Другим показателем, характеризующим монопольную власть и отражающим число фирм на рынке, является коэффициент концентрации рынка(CR).

Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке:

CR = [(V1 + V2 + … + Vn ) / Vm] ∙100 (%),

где CR – коэффициент рыночной концентрации;

V1,V2, … ,Vn - объемы производства (поставки) продукции на рынок 1-ым. 2-ым, … n-ым производителем;

Vm – общий объем реализации (поставки) на данном товарном рынке.

Можно (что аналогично) определить CR по сумме долей рынка, занимаемыми определенным числом форм:

CR = Д1 + Д2 + Д3 + … + Дn,

где Д1, Д2, Д3, Дn – доли рынка 1-го, 2-го, 3-го, n-го производителя (поставщика).

Доля i-го производителя (поставщика) определяется процентным отношением объема производства (поставки) его продукции на рынок (Vi ) к общему объему товара на рынке:

Дi = Vi ./ Vm.

Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (СR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (СR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (СR-25) крупнейших продавцов.

Если мы имеем ряд продавцов, ранжированный по их доли продаж на рынке Д1, Д2, Д3, .., Д25, то:

(СR-3) = Д1 + Д2 + Д3;

(CR-4) = (СR-3) + Д4;

(CR-6) = (СR-4) + Д5 + Д6;

(СR-8) = (СД-6) + Д7 + Д8;

(СR-10) = (СR-8) +Д9+Д10;

(СR-25) = (СR-10) + Д11 + Д12 + ... + Д24 + Д25.

Данный показатель отражает степень концентрации рынка, но не отражает модель рынка и степень доминирования одного хозяйствующего субъектов или некоторых. Например, на рынке присутствует один производитель, тогда СR = 100%; на рынке присутствуют два производителя с равными рыночными долями, и тогда СR = 100%; на рынке присутствуют четыре производителя с долями: 1) –70%, 2) – 20%, 3) – 7%, 4) – 3%, и тогда СR = 100%.

Более четкую картину относительно степени монополизации дает такой показатель, как индекс Герфиндаля-Гиршмана (Херфиндаля-Хиршмана) – HHI (IHH). Назван в связи с фамилиями предложивших его ученых. Этот показатель определяется как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами:

IHH = S12 + S22 + S32 + … + Sn2,

где IHH – индекс Герфиндаля-Гиршмана;

S1 – удельный вес самой крупной фирмы;

S2 – удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, то IHH = 10000 (S1 = 100%, возведенное в квадрат); если две фирмы с равными долями, то IHH = 5000 (502 + 502); если присутствуют четыре фирмы с долями (70%, 20%, 7% и 3%), то IHH = 4900 + 400 + 49 + 9 = 5398.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля - Гиршмана выделяются три типа рынка:

I тип - высококонцентрированные рынки:

при 70% < CR-3 < 100%;

2000 < IHH < 10000;

II тип - умеренно концентрированные рынки:

при 45% < CR-3 < 70%;

1000 < IHH < 2000;

III тип - низкоконцентрированные рынки:

при CR-3 < 45%;

IHH < 1000.

Еще одним показателем, применяющимся для определения структуры рынка и степени доминирования на рынке немногочисленных фирм, является индекс Линда (L).

Индекс Линда определяет степень неравенства между лидирующими на рынке продавцами товара. Рассчитывается по формуле:

L = 1 / [K (K – 1)] ∙ ,

где K - число крупных продавцов (от 2 до N);

Qi - отношение между средней долей рынка i продавцов и долей K-i;

i - число ведущих продавцов среди K крупных продавцов.

Qi = (Ai/i) / (Ak - Ai/Ki),

где Ai - общая доля рынка, приходящаяся на i продавцов;

Ak - доля рынка, приходящаяся на K крупных продавцов.

Индекс Линда используется в качестве определителя "границы"олигополии следующим образом: рассчитывается L для K=2, K=3 и так далее до тех пор, пока LK+1 > LK , то есть не будет получено первое

нарушение непрерывности показателя L.

"Граница" считается установленной при достижении значения LK минимального значения по сравнению с LК+1.

Приведем условный пример расчета индекса Линда.

На федеральном рынке бытовых холодильников действует 15 хозяйствующих субъектов.

Их доля на рынке составляет (в %):

Хозяйствующий субъект №1 – 15,7; №2 – 14,5; №3 – 11,9; №4 – 9,3; №5 – 8,8; №6 – 8,8; №7 – 7,3; №8 – 6,5; №9 – 4,2; №10 – 3,6; №11 –

2,7; №12 – 2,7; №13 – 1,4; №14 – 1,1; №15 – 0,07.

На первые 7 хозяйствующих субъектов приходится 76% рынка. Это дает основание подозревать наличие олигополии. Для определения ее границы был проведен расчет по приведенной выше формуле. Для наглядного восприятия формулы приводим расчет L2 и L3.

k=2, i=1:

Q1 = (15,7/1) / [(15,7 + 14,5) - 15,7)/2-1] = 1,08;

L2 = [1/2(2-1)] ∙ 1,08 = 0,54.

k=3, i=1:

Q1 = (15,7/1) / [(15,7+14,5+11,9) - 15,7)/3-1] = 1,19.

k=3, i=2:

Q2 = [(15,7+14,5) /2] / [(15,7+14,5+11,9) - (15,7+14,5)] /4-1 = 1,19;

L3 = [1/3(3-1)] ∙ (1,19+1,27) = 0,41.

В данном случае расчет был проведен до k=10. Получены следующие показатели:

L2 = 0,54;

L3 = 0,41;

L4 = 0,35;

L5 = 0,30;

L6 = 0,25;

L7 = 0,225;

L8 = 0,208;

_________

L9 = 0,216;

L10 = 0,188.

Нарушение непрерывности произошло при k=9. Следовательно, олигополию образуют 8 первых хозяйствующих субъектов. Характер олигополии – "расплывчатая"[3].

Расчет данных показателей степени монополизации рынка (монопольной, рыночной власти) необходим при проведении антимонопольной политики для выявления доминирования на соответствующем товарном рынке и принятия соответствующих мер.

Система арбитражных судов РФ

Система арбитражных судов Российской Федерации установлена Федеральным конституционным законом 406 от 5 апреля 1995 г. Создана трехзвенная система, состоящая из:

- Высшего арбитражного суда Российской Федерации;

- Федеральных арбитражных судов округов;

- арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Высший Арбитражный суд РФ освобождается от рассмотрения множества дел как суд первой инстанции. В этом качестве он будет рассматривать лишь две группы дел:

1) дела о признании недействительными актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной думы РФ, Правительства РФ, не носящих нормативного характера, в случае их несоответствия закону, нарушения прав и законных интересов организаций и граждан;

2) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также споры, возникающие между самими субъектами Российской Федерации.

Все остальные дела по первой инстанции будут рассматриваться арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов рассматривает только одна судебная инстанция – Президиум Высшего арбитражного суда РФ.

Главной задачей Президиума Высшего арбитражного суда РФ становится изучение и обобщение судебно-арбитражной практики и дача разъяснений арбитражным судам по применению законодательства.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Всего в Российской Федерации действуют десять федеральных арбитражных судов округов.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, а также рассматривают в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в суде первой инстанции.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов: законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Указанные принципы организации и деятельности арбитражных судов закреплены также в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, принятом Государственной думой 5 апреля 1995 г., с изменениями и дополнениями, вступившими в силу от 1 сентября 2002 г.

При осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей недопустимо, и влечет за собой установленную законом ответственность.

Важное значение для реализации вступивших в законную силу решений и других актов арбитражного суда имеет их обязательность. Неисполнение судебных актов рассматривается как неуважение к суду и влечет ответственность, установленную законом.

Оперативности разрешения споров способствует установленный законодателем достаточно короткий срок рассмотрения дела в арбитражном суде. Дело должно быть рассмотрено, а решение принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.

Новый Арбитражный процессуальный кодекс существенно расширяет единоличное рассмотрение споров судом первой инстанции. По сравнению с коллегиальным такой порядок рассмотрения споров более экономичен и позволяет оперативнее разрешать дела. Коллегиальное рассмотрение споровв суде первой инстанции применяется лишь при рассмотрении дел о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и дел о несостоятельности (банкротстве). Кроме того, по решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально.

Новый АПК несколько изменил порядок обжалования решений арбитражного суда. Как и прежде, различают обжалование решений, не вступивших в законную силу, и решений, вступивших в законную силу. Первые пересматриваются по жалобам участвующих в деле лиц в апелляционной инстанции того же суда, который принял решение в первой инстанции.

Апелляционный суд – новый институт в законодательстве Российской Федерации. При рассмотрении дела в апелляционной инстанции арбитражный суд по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме. Апелляционная инстанция наделена широкими полномочиями: она может изменить, отменить и принять новое решение, но не может отправить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. В этом – гарантия ускорения принятия окончательного судебного решения по экономическим спорам.

К подведомственности арбитражного суда относятся дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся, в частности, следующие споры:

- о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами – так называемые, «преддоговорные споры»;

- об изменении условий или о расторжении договоров;

- о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

- об истребовании собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

- о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

- о возмещении убытков;

- о признании недействительными ненормативных актов государственных органов и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

- об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок;

Новый АПК отнес к подведомственности арбитражных судов также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации предпринимателей.

Для споров, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споров предприятий с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споров между их участниками, а равно их споров с другими субъектами права Российской Федерации установлена возможность их рассмотрения в специально созданном органе – международном коммерческом арбитраже в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993г. «О международном коммерческом арбитраже».

Разрешение указанных споров осуществляется двумя постоянно действующими арбитражными учреждениями – Международным коммерческим арбитражным судом (МКАС) или Морской арбитражной комиссией (МАК), созданными при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Разбирательство дел в МКАС осуществляется в соответствии с Регламентом, утвержденным Торгово-промышленной палатой в редакции от 1 мая 1995 г. Иные нормативные акты, относящиеся к рассмотрению гражданско-правовых споров, например, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, непосредственно при рассмотрении дел в МКАС не применяются.

Морская арбитражная комиссия разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного права, либо только российского или только иностранного права. Разбирательство дел в Морской арбитражной комиссии осуществляется по тем же правилам.

Функции СКД.

Функции в своем содержании отражают определенные направления и стороны деятельности, как отдельных людей, так и социально-культурных институтов, общностей, групп, движений.

Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели, способы и приемы освоения духовных богатств, в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества.

Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению.

Совокупность социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного учреждениями культуры и образования, демократическими институтами, общественными организациями и движениями. Этот опыт во многом базируется на социально-ориентированном подходе к анализу традиционной деятельности объектов социально-культурной сферы.

Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Функции подвергаются изменению во времени - от возникновения к становлению до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на:

1. Постоянные;

2. Основные (присущие большинству социально-культурных институтов);

3. Вспомогательные;

4. Временные (возникающие и исчезающие на определенных временных отрезках).

В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой деятелями культуры и искусства на профессиональной и непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению.

Творческое начало социально-культурной деятельности включает в себя множество основных опорных элементов - кино, телевидение, техническое творчество, спорт, прикладной труд и художественное творчество. Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.

Каждую из функций необходимо рассматривать с точки зрения того, каким образом данная деятельность влияет на развитие личности. Каждая из функций социально-культурной деятельности ориентирует человека на определенный, заданный способ социально-культурных занятий: на пассивный (зрительский, слушательский);на активный (деятельностный); педагогически организованный (педагогически целесообразно использующий свободное время) и, наоборот, стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени).

К основным постоянным функциям СКД относятся: гуманистическая, ценностно-ориентационная, созидательная, развивающая, коммуникативная, информационно-просветительная, культурно-творческая (преобразовательная), рекреативно-оздоровительная.

СКД – это деятельность, направленная на сохранение, развитие, создание, тиражирование культурных

Одной из характерных для социально-культурной деятельности является её коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении (клубная работа, творческие объединения, праздники, диспуты, вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики. Содержание этой функции применительно к социально-культурной сфере составляют производство, обмен, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый.

- гуманистическая (человекообразующая) функция проявляется в единстве противоположных, но органически связанных процессов: социализации и индивидуализации личности. В процессе социализации человек усваивает общественные отношения, превращает их во внутреннюю сущность собственной личности, на собственные социальные качества. Тем не менее, это происходит индивидуально для каждого человека. Поэтому образование — это особенный социальный институт, который обеспечивает социализацию и в то же время приобретение личностью индивидуальных качеств.

Связь образования со всеми сферами общественной жизни реализуется непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества.

Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Гуманизация – объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизирует социальные отношения, в таком обществе человек превращается в рабочую машинку, а в старости уже не нужен.

К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда. Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что с наибольшей полнотой гуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Увы, как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как не основные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование.

- ценностно-ориентационная– объединение любителей кино, театра, музыки, где главной задачей является отличение подлинных ценностей от мнимых, например, борьба с буржуазной «массовой культурой».

- созидательная – не разрушение, а наоборот, создание новых культурных продуктов и услуг.

- культурно-творческая функция (преобразовательная)– связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная), целенаправленная на творческую учебную деятельность детей (фестивали, олимпиады, конкурсы, туристические походы). Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на предприятиях.

- развивающая функция предполагает производство новых знаний, норм, ценностей.

- информационно-просветительная функция отличается постоянством и всеобщностью. Эта функция не связана с определенным регламентом, установленным и обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей, она обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.

- рекреативно-оздоровительная функция - состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Эта функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими. Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с творческими, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации.

Социально-культурные функции сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие социально-культурной деятельности, соседствуя и взаимодополняя друг друга, они, в основном, остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации социально-культурных занятий в области досуга. Взаимодействуя, эти функции образуют систему содержания и технологий социально-культурной деятельности.

Одной из приоритетных является экономическая функция - участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуга и творчества жителей социума. Именно эта функция является достаточно востребованной для специалистов социально-культурной сферы. Деятели культуры и искусства, организатор социально-культурной деятельности, не зависимо от учреждения, должны быть общительными, способными к прогнозированию, выработке конструктивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, как объектами социо-культурной сферы, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфере организованного и неорганизованного досуга.

- функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга. Различные формы социальных инициатив и художественного любительства населения в идеале должны стать для каждого человека условием свободной реализации его конституционных гарантий, школой политической культуры и демократии. Специалисту социально-культурной сферы необходимо знать нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, владеть информацией в области правового регулирования деятельности общественных организаций, добровольных обществ и любительских объединений, ориентироваться в социальной структуре региона и т. д.

- функция финансово-экономического обеспечения учреждений досуга связана с владением механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деятельности. Будущее организации досуга - ориентация на те виды досуговой деятельности, которые не требуют больших материальных затрат, способствуют всестороннему развитию личности.

- функция обеспечения досуговых форм художественного любительства населения заключается в развитии самодеятельности населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие демократизации общественной жизни.

Особую ролевую функцию специалиста социально-культурной сферы можно определить как организацию групповой, семейной или личностной службы досуга в социуме. Она основана на традиционном гуманизме, уважении достоинства человека независимо от его возраста и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях социально-экономического кризиса рациональное использование свободного времени, по возможности, кардинально решить их досуговые проблемы.

Каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.

На практике знание функций необходимо для того, чтобы совершенствовать, улучшать педагогическую организацию социально-культурной сферы, исключать из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рациональнее использовать материальные, финансовые, кадровые ресурсы.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности. К ним относятся:

- адаптивно-нормативная функция – гоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

- образовательно-развивающая функция – освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности;

- преобразовательно-созидательная функция– вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;

- эколого-охранительная функция – формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;

- информационно-просветительная функция – накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века;

- интегративно-коммуникативная функция – диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

- рекреативно-игровая функция– формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

Направления СКД:

1. Культурно-досуговое;

2. Информационно-просветительское;

3. Нравственно-благотворительное;

4. Культурно-творческое;

5. Развлекательно-игровое;

6. Физкультурно-оздоровительное.

Таким образом, общими для данных направлений СКД являются следующие функции:

1. Гуманистическая;

2. Созидательная;

3. Ценностно-ориентационная (аксиология – наука о ценностях; иерархия ценностей: верховные → государственные → групповые → индивидуальные);

4. Преобразовательная.

Частными функциями СКД являются:

1. Развивающая;

2. Солидарная;

3. Самодеятельная;

4. Компенсаторная;

5. Гедонистическая;

6. Развлекательная;

7. Содействия;

8. Самовыражения;

9. Релаксации;

10. Информационная.