Рубрика: Автострахование

Архитектура МП КР580ВМ80А

Микропроцессор КР580ВМ80А

Простейшую 8-разрядную микропроцессорную систему можно построить на основе микропроцессорного комплекта серии КР580.

Микропроцессор К580 — однокристальный, 8-ми разрядный. Структурная схема МП КР580ВМ80А приведена на рис. 3.6.

В состав микропроцессора входят:

- 8-разрядное арифметико-логическое устройство АЛУ (ALU);

- регистр признаков RS, фиксирующий признаки, вырабатываемые АЛУ в процессе выполнения команды;

- аккумулятор (А);

- регистр аккумулятора (RGa);

- регистр временного хранения операндов (RGb);

- десятичный корректор (DAA), выполняющий перевод информации из двоичной в двоично-десятичную форму;

- регистр команд (IR), предназначенный для хранения первого байта команды, содержащего код операции;

- дешифратор команд (DCU);

- блок регистров для приема, выдачи и временного хранения информации в процессе выполнения программ;

- схема управления и синхронизации (CU), формирующая последовательности управляющих сигналов для работы ALU и регистров;

- однонаправленный 16-разрядный буферный регистр адреса (ВА);

- двунаправленный 8-разрядный буферный регистр данных (BD);

- двунаправленный мультиплексор (MUX) для обмена информацией между ALU и блоком регистров по внутренней шине данных (Internal Data Bus).

Блок регистров включает:

- программный счетчик (РС), предназначенный для хранения адреса очередной команды (при выполнении линейных программ этот адрес автоматически увеличивается на 1, 2, 3 в зависимости от длины выполняемой команды - 1, 2 или 3 байта соответственно);

- указатель стека (SP);

- регистр адреса (RGA);

- шесть 8-разрядных регистров общего назначения B, C, D, E, H, L, которые могут объединяться в парные 16-разрядные регистры BC, DE, HL;

- вспомогательные разрядные регистры W, Z.

Рисунок 3.6 — Структурная схема МП КР580ВМ80А

Регистры RGa, RGb, IR, W, Z, RGA пользователю программно недоступны.

Кроме того, МП имеет 16-разрядный однонаправленный канал адреса А(15-0), 8-разрядный двунаправленный канал данных D(7-0), четыре входных (RESET, READY, INT, HOLD) и шесть выходных (SYNC, DBIN, READY, WAIT, INTE, HLDA) выводов сигналов управления.

Десятичный корректор DAA облегчает работу с числами, представленными в 10-чной системе счисления.

Буферные регистры данных BD и адреса BA используются для буферизации внутренних шин данных и адреса со стороны внешней магистрали.

Схема управления и синхронизации:

- обеспечивает выборку команд и операндов;

- организует правильное функционирование АЛУ;

- обеспечивает доступ ко всем регистрам МП;

- синхронизирует УВВ и управляет их работой;

- приостанавливает работу МП в режиме ожидания и отключает МП от системной магистрали в режиме ПДП.

Мультиплексор MUX обеспечивает подключение к внутренней магистрали МП требуемого регистра из блока регистров.

МП КР580ВМ80А обеспечивает адресацию внешней памяти до 64 Кбайт и подключение до 256 устройств ввода-вывода.

Существуют экспортные и импортные внешнеторговые квоты

Квота — максимальный объем (в стоимостном или натуральном выраже­нии) поставок определенного товара в пределах оговоренного режима.

КВОТИРОВАНИЕ

РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

Помимо экономических государство активно применяет адми­нистративные меры нетарифного регулирования.

1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА:

Квотирование — внешнеторговая квота — количественное ограничение объема экспорта или импорта определенных товаров.

Импортная квота в отличие от импортной пошлины позволяет точно ограничить количественный объем ввоза товара.

Экспортная квота применялась в РФ до 1994 г. в основном как инструмент контроля экспорта при существо­вавшей значительной разнице между мировыми и внутрен­ними (более низкими) ценами на ряд традиционных товаров российского экспорта. По мере приближения внутренних цен к мировым число квотируемых товаров сокращалось. С 1 июля 1994г. (постановление Правительства №758) квотирование ограничивается только выполнением международных обяза­тельств РФ и осуществляется лишь по экспорту узкого пе­речня товаров: необработанного алюминия, карбида крем­ния, нитрата аммония, нитей пряжи, тканей, готовых тек­стильных изделий.

Кво­ты можно классифицировать следующим образом:

• общие (для государственных нужд, региональные, аукционные) — определяются Министерством экономического развития и торговли;

• естественные, связанные с ограниченностью пропускных способ­ностей нефтепроводов, нефтетерминалов в портах. Режим их функ­ционирования определяется Постановлением Правительства «О вы­возе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 г.». Нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия получают доступ к нефтепрово­дам пропорционально объемам добычи или переработки нефти;

• исключительные квоты, вводимые Правительством в исключитель­ных случаях, связанные с обеспечением национальной безопасно­сти России, защитой внутреннего рынка, выполнением междуна­родных обязательств.

Квоты на импорт товаров вводятся :

- для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

- для ограждения национального рынка от "размывания" дешевой продукцией из развивающихся стран.

В основном квотирование импорта применяют страны с развитой рыночной экономикой. Например, в Японии контингентирование импорта распространено на более, чем 70 товарных наименований, многие из них являются основными продуктами японского сельского хозяйства ( молоко, молочные продукты, говядина и др.). А так как в этой стране издержки производства в сельском хозяйстве более высокие, чем в других странах, то через квотирование правительство поддерживает своих аграрных предпринимателей.

Квоты на экспорт вводятся , во-первых, на продукцию, дефицитную на национальном рынке, и, во-вторых, в связи с принимаемыми правительством торгово-политическими мерами.

Квотирование экспорта применяют как развитые, так и развивающиеся страны. Оно широко используется в России. Общий объем товаров, экспорт которых квотируется, составлял в начале 90-х годах около 70%. Цель квотирования по отношению к сырьевым товарам, в том числе энергоресурсам, состоит в том, чтобы сохранить товары для потребления на внутреннем рынке, поддержать отрасли промышленности, использующие дешевое сырье.

Примером экспортной квоты может быть квота на экспорт в Великобританию нитрата аммония: она установлена до 1999г в объеме 100тыс.т в год

Существуют, также:

- квоты глобальные – устанавливаются на импорт определенного товара из всех или из группы стран (напр, в США с помощью квот регулируется импорт некоторых сортов сыра, шоколада, хлопка, орехов, мороженого, кофе и др.

- квоты сезонные

- тарифные квоты – т.е. в пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины. Например, в США таким образом регулируется импорт молока, рыбы, картофеля, некоторых типов мотоциклов.

В РФ Современный порядок квотирования и лицензирования ВЭД установлен Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» .

Экспорт и импорт в нашей стране в основном осуществляется без количественных ограничений. Эти ограничения вводятся лишь в исключительных случаях Правительством РФ в целях: обеспечения национальной безопасности РФ, выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защиты внутреннего рынка.

Под квотирование и при импорте, и при экспорте попадают наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества.

При импорте под квотирование попадают: спирт этиловый, водка, порох, взрывчатые вещества, средства взрывания и пиротехнические изделия.

При экспорте товаров под квотирование попадают в соответствии с международными обязательствами РФ: карбид кремния и текстильные товары (нити, пряжа, одежда- мужская, женская, детская, верхняя, нижняя- одеяла, пледы, белье постельное, кухонное, прочие готовые текстильные товары) в страны ЕС, а также товары, содержащие драгоценные металлы и камни, янтарь и изделия из него.

Квота на экспорт карбида кремния устанавливается ежегодно в результате переговоров МВЭС (Минэкономиразвития) России с Комиссией ЕС и оформляется в виде решения Комиссии ЕС. Лицензированию подлежит экспорт в объеме установленной квоты в страны ЕС, осуществляемый ВО «Станкоимпорт» по генеральной лицензии. Прочие поставки из России карбида кремния не квотируются и не лицензируются.

Квота на экспорт текстильных товаров устанавливается соглашением между РФ и ЕС. Квота является ежегодной и определяется по переговорам МВЭС (Минэкономразвития) и Комиссии ЕС. Экспорт текстиля в другие страны не квотируется и не лицензируется.

Кроме того, в России квотируется импорт сахара:

В декабре 2000 года в России были введены тарифные квоты на ввоз сахара-сырца. Однако сейчас инициаторы введения квот заявляют, что эта мера себя не оправдала и для стабилизации сахарного рынка необходимо в срочном порядке вводить дополнительный инструмент ограничения импорта сырца -- сезонные пошлины. Если правительство пойдет на введение сезонных пошлин, расстановка сил на сахарном рынке может существенно измениться.

Право на ввоз или вывоз квотируемого товара должно быть подтверждено лицензией.

Методика анализа объема производства и продаж

Цель, задачи и информационное обеспечение анализа объема производства и продаж

Тема 4.Анализ производственных результатов

Увеличение объемов производства и продаж при одновременной экономии затрат способствует росту прибыли и заработной платы, расширению масштабов бизнеса и устойчивости его развития, решению социальных проблем. Расширение ассортимента, использование инновационных технологий, повышение качества продукции позволяет не только привлечь новых покупателей, но и обеспечить приток российских и иностранных инвестиций. Главной задачей экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации является всесторонняя оценка производственного процесса, маркетинговой политики и системы продажи.

Целью анализа объема производства и продаж продукции является выявление путей увеличения объема реализации по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей с целью увеличения прибыли.

Объектамианализа объема производства и продаж являются:

- общий объем производства и продаж;

- ассортимент;

- структура и качество продукции;

- ритмичность производства и реализации продукции.

Основными задачами анализа объема производства и продаж являются:

1) оценка степени выполнения производственной программы и плана продаж продукции;

2) оценка динамики производства и продаж продукции;

3) изучение влияния факторов на изменение объема производства и продаж;

4) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

5) оценка ассортимента и качества выпускаемой продукции;

6) грамотное формирование маркетинговой политики и направления ее реализации.

В числе основных источников информации при анализе объема производства и реализации продукции используются нормативно-правовые документы и прочая информация.

Результаты анализа объема производства и продаж продукции подтверждают прочие документы (учетная политика организации, первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская, налоговая, статистическая отчетность).

В качестве учетных документов используются: товарно-транспортные накладные, счета - фактуры, карточки складского учета, приемо-сдаточные накладные по сдаче на склад готовой продукции, акты сдачи на склад готовой продукции, инвентаризационные описи, накладные на реализацию готовой продукции, ведомости выпуска готовой продукции, ведомости отгрузки и реализации готовой продукции, карточки количественно-суммового учета, журналы – ордера по счетам и книги учета, отчеты по счетам и субконто, анализы счетов, обороты и оборотно-сальдовые ведомости по счетам, накопительные ведомости, бухгалтерские справки.

При анализе используются следующие формы бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

В числе форм налоговой отчетности используются регистры налогового учета, расчеты налоговой базы и налоговые декларации.

Статистическая отчетность включает: «Основные сведения о деятельности организации» (форма №П-5(М)), «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (форма № ПМ), «Сведения об объеме платных услуг населения» (форма № 1-услуги), «Сведения о продаже и запасах товаров в организациях оптовой и розничной торговли» (форма № 1-торг), «Сведения об обороте торговли малого предприятия» (форма ПМ-торг), Сведения о продаже и запасах товаров малого предприятия розничной торговли» (форма № 3-ТОРГ (ПМ)).

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана .

Анализ динамики позволяет исследовать процесс развития товарооборота во времени. Сравниваются показатели отчетного периода с данными за несколько предшествующих лет в действующих и сопоставимых ценах. Анализ проводится путем исчисления таких показателей динамики как абсолютный прирост, темпы роста, прироста, абсолютное значение 1% прироста.

При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Он может быть исчислен по формуле средней геометрической:

=

где – среднегодовой темп роста изучаемого показателя;

x1 – изучаемый показатель в отчетном периоде;

x0 – изучаемый показатель в базисном периоде;

n – число периодов;

(n-1) – число периодов, за исключением базисного периода.

Среднегодовой темп роста товарооборота можно также исчислить по средней геометрической перемножив цепные темпы роста и из произведения извлечь корень, степень которого равна числу темпов.

Формула примет такой вид:

где Т – цепные темпы роста, выраженные в коэффициентах;

n – число темпов.

В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует также рассчитывать в сопоставимых ценах, т. е. в ценах базисного года. Пересчет товарооборота осуществляется по формуле:

Nс.ц. = Nф.ц./ Iц.,

где Nс.ц.- товарооборот в сопоставимых ценах;

Nф.ц – товарооборот в фактических ценах;

Iц. – индекс розничных цен.

Данные о товарообороте в динамике используются и для анализа сезонных колебаний, направленных на выявление сезонной волны.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (табл. 2).

роцент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объёмом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПН) на плановый объем (ОППЛ):

Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций

Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций

Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций.

Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций.

План

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Лекция 10

Каждый день в мире фиксируются тысячи событий, при которых происходит нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей, и которые могут привести или приводят к гибели людей и к значительным материальным потерям. Такие события называют чрезвычайными ситуациями (ЧС). Общие признаки ЧС:наличие или угроза гибели людей, или значительное ухудшение условий их жизнедеятельности; нанесение экономического ущерба; важное ухудшение состояния окружающей среды

К ЧС,как правило, приводят аварии, катастрофы, стихийные бедствия и другие события, такие как эпидемии, террористические акты, вооруженные конфликты и т.п.

Аварии делятся на две категории:

- к І категории отнесены аварии,вследствие которых: погибло 5 или травмировано 10 и более человек; произошел выброс отравляющих, радиоактивных, биологически опасных веществ за санитарно-защитную зону предприятия; увеличилась концентрация загрязняющих веществ в окружающей природной среде более чем в 10 раз; разрушены здания, сооружения или основные конструкции объекта, что создало угрозу для жизни и здоровья значительного количества работников предприятия или населения;

- ко II категории относятся аварии,вследствие которых: погибло до 5 или травмировано от 4 до 10 человек; разрушены здания, сооружения или основные конструкции объекта, что создало угрозу для жизни и здоровья работников цеха, участка (учитываются цех, участок с численностью работников 100 лиц и более).

Случаи нарушения технологических процессов, работы оборудования, временной остановки производства в результате срабатывания автоматических защитных блокировок и другие локальные нарушения в работе цехов, участков и отдельных объектов, падение опор и обрывы проводов линий электропередач не относятся к авариям, которые имеют категории.

События природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабам распространения и продолжительности могут поражать людей, объекты экономики и окружающей среды, называются опасными природными явлениями.Разрушительное опасное природное явление - это стихийное бедствие.

ЧС имеют различные масштабы по количеству жертв, количеству людей, которые стали больными или калеками, количеству людей, которым причинен моральный вред, по размерам экономического ущерба, площади территории, на которой они развивались, и т.п.

Важность ЧС определяется, прежде всего, количеством жертв и степенью влияния на окружающую жизненную среду, т.е. уровнем системы «человек - жизненная среда»(Ч-ЖС), которую она затронула, и размером вреда, причиненного этой системе. Исходя из иерархии систем Ч-ЖС, можно говорить об:

- индивидуальных ЧС, когда возникает угроза для нарушения жизнедеятельности только одного человека;

- ЧС уровня микроколлектива, т.е. когда угроза их возникновения или распространения последствий касается семьи, производственной бригады, пассажиров одного купе и т.п.;

· ЧС уровня коллектива;

· ЧС уровня макроколлектива;

· ЧС для жителей города, района;

· ЧС для населения области;

· ЧС для населения страны;

· ЧС для жителей континента;

· ЧС для всего человечества.

В основу существующих классификаций ЧС по их масштабам чаще всего закладывают территориальный принцип, по которому ЧС разделяют на: локальные, объектовые, местные, региональные, общегосударственные (национальные), континентальные и глобальные (планетарные).

Локальные ЧС соответствуют уровню системы Ч-ЖС с одним человеком и микроколлективом; объектовые - системам с уровнем коллектив, макроколлектив; местные - системам, в которые входит население города или района; региональные - области; общегосударственные - население страны.

ЧС общегосударственного уровня - это ЧС, которая развивается на территории двух и более областей или угрожает трансграничным переносом, а также в случае, если для ее ликвидации необходимы материалы и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности отдельной области, но не меньше одного процента объема расходов соответствующего бюджета.

ЧС регионального уровня - это ЧС, которая развивается на территории двух или более административных районов (городов областного значения) или угрожает территории сопредельной области, а также в случае, если для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности отдельного района, но не меньше одного процента объема расходов соответствующего бюджета.

ЧС местного уровня - это ЧС, которая выходит за пределы потенциально опасного объекта, угрожает распространением самой ситуации или ее вторичных последствий на окружающую среду, соседние населенные пункты, инженерные сооружения, а также в случае, если для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности потенциально опасного объекта, но не меньше одного процента объема расходов соответствующего бюджета. К местному уровню отнесены также все ЧС, которые возникают на объектах жилищно-коммунальной сферы и другие, которые не входят в утвержденные перечни потенциально опасных объектов.

ЧС объектового уровня - это ЧС, которая не подпадает под указанные выше определения, т.е. такая, которая реализуется на территории объекта или на самом объекте и последствия которой не выходят за пределы объекта или его санитарно-защитной зоны.

Для организации эффективной работы по предотвращению ЧС, ликвидации их последствий, снижению масштабов потерь и ущерба важно знать причины их возникновения и владеть теорией возникновения катастроф.

Положение о классификации ЧС по характеру происхождения событий, которые предопределяют возникновение ЧС, различают четыре класса ЧС, а именно: ЧС техногенного, природного, социально-политического и военного характера.Каждый класс чрезвычайных ситуаций делится на группы, которые содержат конкретные их виды.

ЧС техногенного характера - это транспортные аварии (катастрофы), пожары, неспровоцированные взрывы или их угроза, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и зданий, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на плотинах, дамбах и т.п.

ЧС природного характера - это опасные геологические, метеорологические, гидрологические морские и пресноводные явления, деградация грунтов или недр, естественные пожары, изменение состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей, сельскохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, изменение состояния водных ресурсов и биосферы и т.п.

ЧС социально-политического характера -это ситуации, связанные с противоправными действиями террористического и антиконституционного направления: осуществление или реальная угроза террористического акта, похищение (попытка похищения) или уничтожение судов, установление взрывных устройств в общественных местах, похищение или захват оружия, выявление устаревших боеприпасов и т.п.

ЧС военного характера - это ситуации, связанные с последствиями применения оружия массового поражения или обычных средств поражения, во время которых возникают вторичные факторы поражения населения вследствие разрушения атомных и гидроэлектрических станций, складов и хранилищ радиоактивных и токсичных веществ и отходов, нефтепродуктов, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществ, токсичных отходов, нефтепродуктов, транспортных иинженерных коммуникаций и т.п.

Наиболее эффективное средство уменьшения вреда и ущерба, причиняемого обществу, государству и каждой отдельной личности в результате ЧС, - своевременное предотвращение возникновения, а в случае их возникновения выполнение мероприятий, адекватных сложившейся ситуации.

Предупреждение возникновения ЧС - это подготовка и реализация комплекса правовых, социально-экономических, политических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и иных мер, направленных на регулирование безопасности, проведение оценки уровней риска, заблаговременное реагирование на угрозу возникновения ЧС на основе данных мониторинга (наблюдений), экспертизы, исследований и прогнозов в отношении возможного хода событий с целью недопущения перерастания их в чрезвычайную ситуацию или смягчения их возможных последствий.

Государственная система предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и реагирования на них (ГСПР)включает в себя центральные и местные органы исполнительной власти, исполнительные органы советов, государственные предприятия, учреждения и организации с соответствующими силами и средствами, которые осуществляют надзор за обеспечением техногенной и природной безопасности, организуют проведение работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения и реагирование, в случае их возникновения, с целью защиты населения и окружающей среды, уменьшения материальных потерь.

ГСПР состоит из постоянно действующих функциональных и территориальных подсистем и имеет четыре уровня: общегосударственный, региональный, местный и объектовый.

Функциональные подсистемы создаются министерствами и другими центральными органами исполнительной власти для организации работы, связанной с предотвращением чрезвычайных ситуаций, защитой населения и территорий от их последствий.

Каждый уровень ГСПР имеет координирующие и постоянные органы управлениядля решения задач в сфере предупреждения ЧС, защиты населения и территорий от их последствий, систему повседневного управления, силы и средства, резервы материальных и финансовых ресурсов, системы связи и информационного обеспечения.

Координирующие органы - это комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям всех уровней (государственный, региональный, районный). Постоянные органы управления вопросами техногенной, экологической безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций:

· на общегосударственном уровне - Кабинет Министров Республики Бераручь, министерства и другие центральные органы исполнительной власти;

· на региональном уровне - областные и Минская городская государственные администрации, уполномоченные органы по вопросам ЧС и гражданской защите населения областных и Минской городской администраций;

· на местном уровне - районные государственные администрации и исполнительные органы советов, уполномоченные органы по вопросам ЧС и гражданской защиты населения;

· на объектовом уровне - структурные подразделения предприятий, учреждений, организаций или специально уполномоченные лица по вопросам ЧС.

В состав сил и средств ГСПР входят соответствующие силы и средства функциональных и территориальных подсистем, а также негосударственные (добровольные спасательные формирования), которые привлекаются для выполнения соответствующих работ. Военные и специальные гражданские аварийно-спасательные (поисково-спасательные) формирования, из которых создаются указанные силы и средства, комплектуются с учетом необходимости проведения работ в автономном режиме на протяжении не менее трех суток и находятся в состоянии постоянной готовности.

На базе существующих специализированных служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) в областях, районах, населенных пунктах, предприятиях, учреждениях и организациях образовываются внештатные специализированные формирования, предназначенные для проведения конкретных видов неотложных работ в процессе реагирования на чрезвычайные ситуации. Эти формирования проходят специальное обучение, периодически привлекаются к участию в практической отработке действий по ликвидации ЧС вместе с силами постоянной готовности.

В выполнении работ, связанных с предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагировании на них, могут принимать участие также добровольные общественные объединенияпри наличии у представителей этих объединений соответствующего уровня подготовки, подтвержденного в аттестационном порядке. Свои действия они должны согласовывать с территориальными органами и уполномоченными по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защите населения, а работы выполнять под их руководством.

В зависимости от масштабов и особенностей чрезвычайной ситуации, которая прогнозируется или возникла, может существовать один из таких режимов функционирования ГСПР:

§ режим повседневной деятельностипри нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрогеологической; гидрометеорологической обстановке (при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий);

§ режим повышенной готовности - при серьезном ухудшении промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановки (с получением прогнозной информации в отношении возможности возникновения ЧС);

§ режим деятельности в чрезвычайной ситуации - при реальной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и реагировании на них;

§ режим деятельности в чрезвычайном положении - вводится в государстве или на отдельных ее территориях в порядке, определенном Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О чрезвычайном положении».

Основные мероприятия, которые реализуются ГСПР:

1) в режиме повседневной деятельности:

- ведение наблюдения и осуществление контроля состояния окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилежащей к ним территории;

- разработка и выполнение целевых и научно-технических программ и мероприятий по предотвращению ЧС;

- обеспечение безопасности и защиты населения;

- уменьшение возможных материальных потерь;

- обеспечение постоянного функционирования объектов экономики;

- сохранение национального и культурного наследства в случае возникновения ЧС;

- усовершенствование процесса подготовки персонала уполномоченных органов по вопросам ЧС и гражданской защите населения, подчиненных им сил;

- организация обучения населения методам использования средств защиты, правильным действиям в ЧС;

- создание и возобновление резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС;

- осуществление целевых видов страхования;

- оценка угрозы возникновения ЧС и возможных ее последствий;

2) в режиме повышенной готовности осуществляются мероприятия, определенные для режима повседневной деятельности и дополнительно:

- формирование оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного возникновения ЧС, подготовка предложений в отношении ее нормализации;

- усиление работы, связанной с ведением наблюдения и осуществлением контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилежащей к ним территории, прогнозированием возможности возникновения ЧС и ее масштабов;

- разработка комплексных мероприятий по защите населения и территорий, обеспечение устойчивого функционирования объектов экономики;

- приведение в состояние повышенной готовности имеющихся сил и средств и привлечение дополнительных сил, уточнение планов их действия и перемещений в случае необходимости в район возможного возникновения ЧС;

- проведение мероприятий по предотвращению возникновения ЧС;

- внедрение круглосуточного дежурства членов Государственной, региональной, местной или объектовой комиссии (в зависимости от уровня ЧС);

3) в режиме деятельности в чрезвычайной ситуации:

- осуществление соответствующей комиссией в пределах ее полномочий непосредственного руководства функционированием подсистем и структурных подразделений ГСПР;

- организация защиты населения и территорий;

- перемещение оперативных групп в район возникновения ЧС;

- организация работ, связанных с локализацией или ликвидацией ЧС, с привлечением необходимых сил и средств;

- определение границ территории, на которой возникла ЧС;

- организация работ, направленных на обеспечение постоянного функционирования объектов экономики и объектов первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

- осуществление постоянного контроля состояния окружающей среды на территории, которая была подвержена воздействию последствий ЧС, контроль обстановки на аварийных объектах и прилежащей к ним территории;

- информирование органов управления в отношении уровня ЧС и принятых мерах, связанных с реагированием на этой ситуации; оповещение населения и предоставление ему необходимых рекомендаций в отношении поведения в условиях, которые сложились;

4) в режиме деятельности в чрезвычайном положении осуществляются мероприятия соответственно Закону Республики Беларусь «О чрезвычайном положении».

Чрезвычайное положение - это предусмотренный Конституцией Республики Беларусь особый правовой режим деятельности государственных органов, органов местного и регионального самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, который временно допускает установленные Законом «О чрезвычайном положении» ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц и возлагает на них дополнительные обязанности. Целью введения чрезвычайного положения является: срочная нормализация обстановки, восстановление конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц, нормального функционирования конституционных органов власти, органов местного и регионального самоуправления и других институтов гражданского общества.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному порядку, устранение которой другими способами невозможно.

Во время чрезвычайного положения государство может принимать меры, предусмотренные Законом «О чрезвычайном положении», отступая от своих обязательств по Конституции лишь настолько, насколько это потребуется напряженностью ситуации, при условии, что такие меры не будут несовместимы с международным правом и не повлекут за собой дискриминацию на основе национальности, языка, пола, религии или социального происхождения.

Такими мероприятиями могут быть:

-установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено чрезвычайное положение;

- ограничение движения транспортных средств и их осмотр;

- усиление охраны общественного порядка и объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения и народного хозяйства;

- запрет на проведение собраний, митингов, уличных походов и демонстраций, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;

- запрет забастовок.

С целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в мирное время может проводиться целевая мобилизация.В исключительных случаях допускается привлечение трудоспособного населения и транспортных средств граждан для выполнения неотложных аварийно-спасательных работ при условии обязательного обеспечения безопасности работ. При этом запрещается привлекать несовершеннолетних, а также беременных женщин к работам, которые могут отрицательно воздействовать на состояние их здоровья.

Советская Россия в 1920 – 1930-е гг

Россия в годы Первой мировой войны и революционных потрясений

Оценка периода в историографии. Противостояние военных блоков в начале XX в. Причины, характер, основные этапы и общие итоги Первой мировой войны.

Влияние войны на общественно-политическую обстановку и экономику России. Нарастание общенационального кризиса в стране. Активизация межпартийной борьбы. Вторая революция 1917 г. Отречение Николая II от престола.

Альтернативы исторического развития России, борьба за их реализацию. Временное правительство и его составы. Деятельность Советов рабочих и солдатских депутатов. Поляризация общественных сил. Кризис в продовольственном снабжении и на транспорте. Падение фронта. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Демократическое совещание.

Усиление экономических трудностей. Тактика политических партий осенью 1917 г. Октябрьские события в столице. Формирование новой государственно-политической системы. Коалиция большевиков и левых эсеров. Роспуск Учредительного собрания. Усиление раскола российского общества.

Россия в Гражданской войне (1917 – 1922 гг.)

Мнения историков о Гражданской войне.

Причины войны, ее периодизация, этапы, стратегия и тактика противоборствующих сторон. Политические отношения и противостояние в годы Гражданской войны. Террор.

Антибольшевистские выступления в стране. Белое движение: политика в экономической и социальной сферах. Белые правительства и попытки консолидации власти. Историки о причинах неудач Белого движения. Социально-психологический срез общественного раскола.

Влияние стратегии и тактики большевиков на ход Гражданской войны: курс на мировую революцию, жесткая централизация, комбеды, партийные мобилизации, строительство Красной армии, агитационно-пропагандистская деятельность. «Расказачивание» и заложничество.

Экономическая ситуация. Переход к политике «военного коммунизма». Централизация управления, планирования, распределения. Национализация промышленности, финансов, торговли, транспорта. Создание ВСНХ. Продразверстка. Военизированные формы организации труда. Результаты политики «военного коммунизма». Экономическая политика антибольшевистского лагеря.

Международный аспект Гражданской войны. Брестский мир. Вмешательство Антанты, интервенция. Создание Коминтерна. Лозунг «мировой революции». Национальная политика противоборствующих сил. Деление России на национально-территориальные образования.

Культура и быт. Абсолютизация формационно-классового подхода в науке, искусстве, литературе. Преследование церкви, борьба с религиозным мировоззрением, изъятие церковных ценностей. Пролеткульт. Реформа системы образования.

Историография об основных тенденциях развития страны.

Экономический и социально-политический кризис начала 1920-х гг., крах политики «военного коммунизма». Решения X съезда РКП(б). Ужесточение внутрипартийной централизации. Создание Главного политического управления. Внутрипартийная борьба. Политические судебные процессы во второй половине 1920-х гг. Национальный вопрос в условиях советского строя. Образование СССР. Переход к режиму личной власти Сталина. Усиление роли карательных органов. Новая серия политических судебных процессов.

Смена экономических приоритетов. Новая экономическая политика: составные части, внутренние противоречия. Оживление хозяйственной деятельности, «кризис цен», трудности в осуществлении промышленной политики. Свертывание НЭПа и переход к политике форсированных социально-экономических преобразований. Индустриализация и массовая коллективизация: необходимость, методы проведения, итоги. Первые пятилетние планы. Оценка экономического развития СССР в 1930-е гг.

Изменение внешнеполитической тактики СССР на рубеже 1920 – 30-х гг. Неудачи попыток стимулировать коммунистические революции в Европе и Азии. События 1933 г. в Германии и их влияние на советскую внешнюю политику. Нормализация дипломатических отношений Советского Союза с США, Францией, Чехословакией, вступление СССР в Лигу Наций. Советско-германский пакт о ненападении (1939).

Культура и быт. Состояние науки, литературы, искусства. Усиление контроля над культурой и ее идеологизация со стороны партии. Развитие системы образования. Ликбез. Социалистический реализм. Активная антирелигиозная пропаганда. Изменение социальной структуры общества. Трудности быта. Нравственные ценности.

Советский Союз в годы Второй мировой войны (1939 – 1945)

Историки о Второй мировой войне.

Нарастание опасности новой мировой войны. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Обострение ситуации на востоке. Советско-германские договоренности. Территориальное расширение СССР в 1939 – 1940 гг. Война с Финляндией.

Нападение Германии на СССР. План «Барбаросса». Патриотизм советского народа в годы войны. Новое в деятельности советской пропаганды. Частичная реабилитация Русской православной церкви. Обращение к российским историческим традициям и опыту военного искусства. Усиление централизации государственного управления.

Начальный период Великой Отечественной войны. Причины неудач Красной Армии. Мобилизация всех сил на отпор врагу. Сражение под Москвой, оборона Северного Кавказа и Сталинграда. Коренной перелом на советско-германском фронте. Крупнейшие сражения (Сталинградское, Курское, на Днепре). Массовый героизм на фронте и в тылу. Завершающий период войны. Освобождение территории СССР и стран Европы. Безоговорочная капитуляция Германии. Война с Японией. Итоги мировой войны, цена победы.

Экономическое положение. Мобилизация ресурсов страны на ведение войны. Эвакуация промышленности. Перевод народного хозяйства на военные рельсы. Роль восточных районов страны в годы войны. Напряжение военного производства, режим экономии, ограничения потребления в тыловых районах. Колхозные рынки. Разрешение личных подсобных хозяйств.

СССР на международной арене. Роспуск Коминтерна. Создание антигитлеровской коалиции, роль Советского Союза в ее деятельности. Конференции трех держав в Тегеране и Ялте. Вопрос открытия второго фронта. Экономические отношения СССР с союзниками. Ленд-лиз. Конференция победителей в Потсдаме.

Влияние войны на состояние культуры и быта страны. Повышение внимания деятелей культуры к историческому прошлому России. Решение насущных церковных проблем. Тыловой быт.

Советский Союз в послевоенные годы (1946 – 1953)

Историки об основных направлениях послевоенного развития советской страны.

Социальные и экономические последствия Великой Отечественной войны для Советского Союза. Возобновление жесткого административного контроля во всех сферах жизни. «Ленинградское дело» 1948 г. Идеологические кампании. Смерть И.В.Сталина.

Восстановление народного хозяйства: задачи, методы, источники. Экономическая политика сталинизма. Усиление диспропорций в экономике. Денежная реформа 1947 г. Упразднение карточной системы. Быстрые темпы хозяйственного восстановления. Характер и цели капиталовложений в экономику. Ситуация в сельском хозяйстве.

Изменение соотношения сил на мировой арене. Начало распада колониальной системы. Народно-демократические революции в странах Восточной Европы и Азии, влияние на них СССР. Повышение роли Советского Союза в международных делах. Организация Объединенных Наций. «Холодная война». Расширение влияния США. «План Маршалла». Образование военно-политических блоков. Раскол мира на два лагеря. Складывание двух параллельных мировых рынков.

Тотальный контроль над духовной сферой. Идеологизация науки и культуры.

Лессовые грунты, определение понятий, характерные признаки и свойства лессовых грунтов.

Грунт лёссовый – пылевато-глинистый грунт содержащий >50% пылеватых частиц, легко- и среднерастворимые соли, однородный, преимущественно макропористый, в маловлажном состоянии способен держать вертикальный откос. При замачивании даёт просадку, легко размокает и размывается. Просадки развиваются быстро. Они хорошо выражены в рельефе виде западин, ложбин, воронок, овражно-балочных явлений, многочисленные оползни.

Характерные признаки и свойства:

1) макропористость, пористость 40-61%.

2) высокая пылеватость. По составу это суглинки лёгкие и средние, супеси пылеватые и сильнопылеватые.

3) часто высокое содержание солей карбонатных и сульфатных.

4) лёгкая размокаемость и размываемость и связанная с этим овражно-балочная система.

5) залегают в виде мощных толщ от нескольких до 100 метров в предгорных районах.

6) склонность к просадкам при увлажнении.

7) Пористость 40-60%.

8) Плотность сухого грунта 1,6-1,7 г/см3.

9) Степень влажности 0,5-0,6.

10) При увлажнении переходят в текучее состояние.

11) Слабо или очень слабо водопроницаемы.

Относятся к слабым породам.

Физико-механические свойства лессовых пород.

Пористость 40-60%, коэффициент пористости 0,72 -0,85, плотность сухого грунта 1,5-1,6, степень влажности 0,5-0,6.

Пределы текучести и пластичности понижены, что характерно для глинистых пылеватых пород. При увлажнении переходят в текучее состояние, легко размокают и размываются. По характеру разрушения отличаются от других глинистых пород. Они слабоводопроницаемы, их водопроницаемость существенно изменяется во времени, что связано с оплыванием стенок макропор.

Лёссовые породы при умеренной влажности умеренно деформируются, но при замачивании их сжимаемость резко возрастает, поэтому они относятся к слабым породам.

При естественной влажности имеют сравнительно высокие показатели прочностных свойств. С – 0,8-1,2 кг с/см2.

В естественных условиях держат вертикальный откос 2-5 метра, при увлажнении резко размокают и оплывают.

Проекты и операционная деятельность.

Проект— согласно новому стандарту ISO 21500— уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определённым заранее требованиям, в том числе ограничения на получения результатов, таких как время, деньги и ресурсы.

Проект— это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги). Выполнение проекта составляет проектную деятельность, которая включает:

-проведение управленческих мероприятий (проектное управление);

-решение специализированной задачи:

-разработка продукции для заказчика.

Продуктами проекта могут быть:

-результаты маркетинговых исследований (маркетинг),

-проектно-конструкторская документация (управление проектированием). Комплект такой документации называется проектом. Он предназначен для создания разработанного устройства, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых он был разработан;

-технологическая документация (управление производством),

-программное обеспечение (управление проектами),

и т. д.;

Решение внутренних производственных задач:

-повышение качества продукции (управление качеством),

-повышение эффективности организации труда (управление персоналом)

-оптимизация финансовых потоков (финансовый менеджмент).

Проекты могут быть объединены в программу проектов для достижения единого результата, или в портфель проектов для более эффективного управления.

Проект обладает рядом свойственных ему характеристик, определив которые, можно точно сказать, относится ли анализируемый вид деятельности к проектам.

1.Временность — любой проект имеет четкие временные рамки (это не относится к его результатам); в случае, если таких рамок не имеется, деятельность называется операцией и может длиться сколь угодно долго.

2.Уникальные продукты, услуги, результаты — проект должен порождать уникальные результаты, достижения, продукты

3.Последовательная разработка — любой проект развивается во времени, проходя через определённые ранее этапы или шаги, но при этом составление спецификаций проекта строго ограничивается содержанием, установленным на этапе начала.

Несмотря на то, что конечный результат выполнения проекта должен быть уникален, он обладает рядом общих с процессным производством характеристик:

-Выполняется людьми

-Ограничен доступностью ресурсов

-Планируется, исполняется и управляется.

Операционная деятельность - это основная, приносящая выручку деятельность компании и прочая деятельность, отличная от инвестиционной и финансовой деятельности.

Примерами движения денежных средств от операционной деятельности являются:

(a) денежные поступления от продажи товаров и предоставления услуг;

(b) денежные поступления от аренды, гонорары, комиссионные и прочая выручка;

(c) денежные платежи поставщикам за товары и услуги;

(d) денежные платежи служащим и от их лица;

(e) денежное поступление и платежи страховой компании в качестве страховых премий и исков, годовых взносов и прочих страховых вознаграждений,

(f) денежные выплаты или компенсации налога на прибыль, если только они не могут быть увязаны с финансовой или инвестиционной деятельностью;

(g) денежные поступления и платежи по контрактам, заключенным для коммерческих или торговых целей.

редприятия осуществляют свою деятельность на рынке в условиях жесткой конкуренции. Те из них, которые проигрывают в этой борьбе, становятся банкротами. Для того, чтобы не обанкротиться, хозяйствующие субъекты должны постоянно отслеживать изменения рыночной среды, нарабатывать методы противодействия негативным моментам для сохранения своей конкурентоспособности.

Одним из инструментов исследования рынка и сохранения конкурентоспособности является анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе и анализ его финансового состояния. Порядок и инструментарий анализа, который осуществляется с целью принятия финансовых решений, определяется самой логикой функционирования финансового механизма предприятия.

Одним из наиболее простых, но эффективных видов финансового анализа, является операционный анализ, получивший название CVP (cost-volum-profit, затраты - объем - прибыль).

Целью анализа операционной деятельности является отслеживание зависимости финансовых результатов бизнеса от затрат и объемов реализации продукции.

Основной задачей анализа CVP является получение ответов на важные вопросы, которые возникают у предпринимателей на всех этапах денежного обращения, например:

-Сколько необходимо иметь в наличии капитала предприятию?

Каким образом мобилизировать эти средства?

-До какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага?

-Что дешевле: приобретение или аренда недвижимости?

-До какой степени можно наращивать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными затратами, изменяя тем самым уровень предпринимательского риска, связанного с деятельностью предприятия?

-Стоит ли продавать продукцию по ценам ниже себестоимости?

-Производить ли больше того или иного продукта?

-Как отразится на прибыли изменение объема реализации?