Рубрика: [email protected]

Тема 3a. Вербальные средства коммуникации

1. Виды вербальной коммуникации.Коммуникация предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную форму.К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языкав процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (поддержание контакта, гобмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования).

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фатический (поддержание контакта).

В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры:

1. Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.

2. Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения.

3. Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур.

4. Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.

Барьеры частично искажают смысл информации, частично происходит ее потеря. Этот процесс шутливо проиллюстрировал А. Моль в примере передачи указаний по цепочке капитан — адъютант — сержант — капрал — рядовые солдаты 1:

1 См.: Социодинамика культуры. — М.: Наука, 1973. — С. 176.

Капитан — адъютанту: "Как вы знаете, завтра произойдет сол­нечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный со­став в 5 часов утра на плацу, в походной одежде. Они смогут наблю­дать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет ид­ти дождь, то наблюдать будет нелегко, в таком случае оставьте лю­дей в казарме".

Адъютант — сержанту: "По приказу капитана завтра утром произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плачу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если бу­дет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме ".

Сержант — капралу: "По приказу капитана завтра утром в 5 часов затменение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения насчет этого редкого явления, если будет дождливо, что бывает не каждый день ".

Капрал — солдатам: "Завтра в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затменение капитана в казарме. Если будет дожд­ливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бы­вает не каждый день ".

Именно потому, чтобы не произошло искажения смысла информации, в армии повторяют приказы.

2. Структура речевой коммуникации. Мы уже убедились в том, что в межличностной коммуникации происходит нечто большее, чем просто передача и восприятие слов. Даже точное значение слов возникает из единого комплекса речевых и невербальных средств, которые используются для усиления и подтверждения слов, и даже для насмешки над своими словами и придания им противоположного смысла. В то же время слова, взятые сами по себе, все же являются основным компонентом коммуникации.

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п.

Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

Система, обеспечивающая речевую коммуникацию – человеческий язык – изучается языкознанием. Помимо собственно языкознания, речевое общение изучается в смежных науках: социальной лингвистике и психолингвистике, а также в самой психологии. Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

· речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,

· речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуниканта,

· с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,

· в речевой коммуникации создаются социальные значения.

В речевой коммуникации мы еще раз убеждаемся, что слова не являются просто знаками для обозначения предметов или классов предметов. Говоря, используя слова в коммуникации, мы создаем целые системы идей, верований, мифов, свойственных определенному сообществу, определенной культуре. Иногда иностранцу приходится читать целую лекцию о межкультурных соответствиях, прежде чем он начнет правильно понимать и употреблять даже кажущиеся схожими слова и стоящие за ними понятия. Даже вполне переводимые лексемы имеют разную культурную, и следовательно, коммуникативную ценность (хлеб, деньги). Внутри одной культуры также можно увидеть различия в употреблении слов (однозначный).

То, как мы говорим, дает представление другому коммуниканту, о том, кем мы являемся. Можно переформулировать известную поговорку: Скажи мне, и я скажу, кто ты. Это в особенности очевидно, когда коммуникант исполняет определенную социальную роль (капитан команды, руководитель предприятия, директор). Даже временный выход из роли (например, в политической сфере: президент, играющий в теннис или сидящий за партой, беседующий по душам простым языком с народом) значим на фоне основного набора ролей для той или иной коммуникативной личности. Паралингвистические средства здесь также значимы, как видно даже из метафоры снисходительный тон. Известно, что Н.С.Хрущевв свое время снизошел (спустился всего на одну ступеньку) кМаоЦзе-Дуну, что ознаменовало начало эпохи охлаждения в отношениях между Китаем и СССР. В августе 1991 довольно фривольная беседа с первым и последним президентом СССР А.Боровика сопровождалась похлопыванием по плечу Горбачева журналистом. Нарушение статусных ролей происходит одновременно в вербальной и невербальной сферах и является знаковым: само нарушение несет новую информацию.

Используя речь, мы можем признавать социальный статус собеседника, либо не признавать его. Мы обращаемся Ваше величество к действующему монарху. Статусная функция речи видна и в обращении к старшему по званию в армии: Yes, sir! говорят даже при обращении к женщине-военному. Сравните разную статусность слов: Привет! и Здравствуйте! Статус воспитывается: разговор с детьми (сюсюкание или ‘как со взрослым’) способствует формированию тех или иных черт у развивающейся личности.

Выбор словесных средств, также как и сопровождающих их невербальных, способствует формированию и пониманию определенных социальных ситуаций. Комплимент женщине не всегда действительно говорит о том, что она хорошо выглядит. Этот ‘коммуникативный ход’, скорее, устанавливает различные социальные статусы коммуникантов. Разговоры в женской и мужской компании ведутся с разным набором допустимых лексических единиц; в смешанной компании также не допускается употребление грубой или ругательной лексики, хотя последнее в наше время справедливо только для определенной возрастной и социокультурной группы.

3. Культура речи и речевой этикет. Вербальные, или словесные способы в установлении контактов, обмене информацией, умении убеждать или декларировать включены, как обязательные в стратегию делового общения. Их возникновение и становление имеют долгую историко-культурную традицию.Еще философы древности придавали особое значение словесному общению и положили начало разработке принципов ведения диалогов и бесед. Особый вклад в эту область отношений внесли Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, софисты. Обосновав определенные требования к разговору, они использовали их на практике.

Искусство владения приемами вербального общения введено в практику мастерами риторики и ораторского искусства Древнего Рима, а затем, в эпоху средневековья представителями религиозной философии, главным образом , схоластики.

В новое время, когда происходило становление собственно делового общения, внимание философов, просветителей, государственных деятелей привлекали уже конкретные виды речевого общения и правила этикета разрабатывали применительно к ним. Так, в трудах Ф. Бэкона можно встретить разделы, специально посвященные тому, как вести переговоры, а в трудах Т. Гоббса – целям и результатам рассуждений. В настоящее время средства вербального общения в зависимости от конкретного применения изучают и используют лингвисты, философы, специалисты в области формальной и диалектической логики, социальной психологии.

Вербальное общение предполагает культуру речи и речевой этикет.

Культура речи свидетельствует о степени овладения родным языком, умении строить речь, пользуясь установленными правилами произношения, ударения, словоупотребления, способностью выбирать стилистически верный вариант организации слов. Культуру речи отличает также богатство лексического и интонационного строя.

Чем выше культура речи человека, тем легче ему общаться с людьми. Эту особенность тонко подметил и точно выразил английский философ Д. Локк: «Искусство хорошей речи заключается главным образом в ясном и правильном рассуждении. Ясность достигается правильным употреблением надлежащих терминов для идей или мыслей, которые говорящий хочет передать из своего сознания в сознание другого».

Культура речи применительно к конкретным ситуациям регулируется и коррелируется исторически сложившимися правилами. Речевой этикет представляет собой совокупность правил и приемов. В речевой этикет входят устойчивые словесные выражения, фразы, выражающие и сопровождающие приветствия, прощания, обращения, признания и т.д. Речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, деликатности, которые используют во всех видах вербального общения и обязательны для каждого его участника.

Значение речевого этикета велико. Специалисты, главным образом лингвисты, этнографы и психологи указывают на ряд его функциональных назначений, среди которых контактоустанавливающее, аппелятивное или призывное, конативное, или ориентирующее на адресата в связи с его ролевыми позициями. Речевому этикету присуща также волюнтативная функция, т.е. обращение к собеседнику с просьбой, советом, приглашением, а также эмотивная, которая связана с выражением эмоций (радости, огорчения, удовольствия) посредством специально предназначенных формул языка.

Речевой этикет является особым средством сохранения и транслирования морально-ценного, способствует проявлению и сохранению таких нравственных качеств как вежливость, скромность, терпимость, уважение к чувству собственного достоинства личности. Он утверждает отношения, связанные с дружелюбием, реализует принципы чести, достоинства и моральной справедливости. Приветствовать, прощаться, извиняться, благодарить, изъявлять почтение и пр. постепенно превращается в социальную обязанность, становится нравственной необходимостью.

Речевой этикет представляет собой особую стратегию поведения, способ действия или такт: уметь слушать собеседника, хранить молчание, уходить от ответа или вопроса, выбирать тему разговора в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей собеседника. Кроме того, некоторые словесные формулы, составляющие речевой этикет, обозначают действия, которые не имеют аналога в физическом состоянии, а именно: «благодарю», «прошу», «извините», «виноват».

Особое значение в стратегии поведения, обусловленного речевым этикетом, приобретает подбор слов и интонаций, сопровождающих их. Тон беседы, просьба или волеизъявление бывают порой важнее, чем содержание фраз. Случается, что устойчивый словесный оборот, взятый без интонационной окраски, не несет эмоциональной нагрузки, а в звуковом оформлении может иметь как учтиво-вежливую, так и оскорбительно-насмешливую направленность.

Формулы речевого этикета способствуют формированию корректных и уместных словесных выражений, относящихся к моральной оценке и оценочным суждениям вообще. Так, с точки зрения этикета недопустимо делать человеку замечание в присутствии третьего лица. В некоторых странах не принято делать женщине комплимент в присутствии людей.

Словесные формулы этикетного характера заключают в себе значительную степень условности, а в некоторых случаях полностью исключают их буквальное понимание. Это касается, прежде всего, риторических вопросов о здоровье, делах, а также приглашений попутчиков разделить трапезу и др.

Условность словесных формул речевого этикета заключена в их диалоговом характере, предполагающем единство действий: обменяться приветствиями или прощаниями, ответить на обращенный вопрос, поинтересоваться мнением собеседника, в свою очередь, пригласить поздравить, предложить.

4.Формально-логические и морально-психологические приемы в вербалике делового общения.В деловом общении вербальные средства занимают особое место. Беседы, дискуссии, переговоры, выступления, речи определяют успех любого мероприятия. От искусства владения средствами вербального общения зависит не только поймут ли друг друга участники общения, но и заключат ли договор, пойдут ли на уступки и соглашения.

Последовательное и доказательное рассуждение – необходимое требование вербального делового общения. Определяющее значение такого рассуждения отдано приемам формальной логики. Успех таких вербальных форм общения, как дискуссия, полемика, переговоры во многом зависит от тех аргументов, которые приведены в поддержку выдвигаемых тезисов, суждений или предложений. Существует несколько формально-логических требований к аргументам: первое – аргументы должны быть истинными высказываниями, второе – истинность аргументов должна быть установлена независимо от тезиса, который он подтверждает, третье – в совокупности аргументы должны быть такими, чтобы из них следовал тезис. Недопустимые в общении аргументы получили имена собственные: это – аргумент к публике, аргумент к личности, аргумент к тщеславию, аргумент к несмелости или авторитету, аргумент к физической силе, аргумент к жалости.

При ведении дискуссий, полемик, переговоров и особенно споров существуют приемы, которые квалифицированы как некорректные и которых следует избегать. К таким приемам относят, в частности, так называемые софизмы. В отличие от произвольной логической ошибки софизм – это преднамеренное, но тщательно скрываемое нарушение требований логики. Вот пример древнего софизма: «Лекарство, принимаемое больным, есть добро; чем больше делать добра, тем лучше, значит, лекарство нужно принимать в больших дозах». Софизм, будучи даже очевидным, отвлекает, сбивает с мысли, дезорганизовывает другого участника спора. «Подмена тезиса» – так называется другой некорректный прием, суть которого состоит в том, что аргументы приводят в пользу не того утверждения, которое надо доказать. Также некорректно использование ложных или недосказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит.

Поддержание нравственно-психологической атмосферы вербальными средствами в деловом общении включено в правила речевого этикета и эта позитивная тенденция обозначена еще в древности. Так, в Ветхом Завете приведены рекомендации, гармонизирующие общение собеседников: «короткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» или «вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю». (Пр. гл.15, 16). Еще Цицерон, известный философ и ритор Древнего Рима советовал «… беседа должна быть свободной от … волнений, т.е. излишне сильных движений души, не подчиняющихся разуму; в ней не должно ощущаться ни гнева, ни какого-либо пристрастия, ни лености. Ни небрежения, ни чего-либо подобного, особенно же следует позаботиться, чтобы были заметны наше уважение и любовь к собеседнику / 10 /.

В настоящее время нравственно-психологические принципы вербального общения получили практическое подтверждение и научное обоснование. На их основе утвердилась система конкретных этикетных рекомендаций, которые как обязательные применяются в деловом общении. В число советов, способных поддерживать благоприятную нравственно-психологическую атмосферы в вербальном деловом общении относят, в частности, такие: воздерживаться от острот и насмешек, избегать тем, которые могут быть восприняты болезненно участниками беседы, например, разговор с людьми преклонных лет о непривлекательности пожилого возраста, о танцах и спорте с теми , кто ограничен в движениях и т.д. Необходимо следить за тем, чтобы одно и тоже по нескольку раз не повторялось одним и тем же людям, не следует выбирать темой беседы болезни, несчастья, неудачи, лучше меньше говорить о себе, о своих волнениях, а особенно о своих личных делах. «Никогда не рассказывайте в рабочей среде никаких щекотливых подробностей своей интимной жизни: они имеют свойство всплывать и портить вам жизнь впоследствии» / 1 /.

Особым образом организованная лингвосфера способствует успешному решению социально-значимых вопросов. В деловом разговоре, независимо от его значимости, следует избегать употребления различного рода вульгаризмов, избитых выражений, излюбленных оборотов сленга, неологизмов. Необходимо стараться говорить фонетически чисто и грамматически правильно. Отсутствие внимания, сосредоточенности, контроля за эмоциональными состояниями приводят к оговоркам, забывчивости, путанице в словах и выражениях. «Нельзя, например, путать фамилии и забывать имена, говоря при этом «как бишь его» или «забыл как звать», или «дай бог памяти», а если память подвела, надо тактично выйти из ситуации, – пишет английский просветитель и дипломат ХУШ века лорд Честерфилд.

Нравственно- психологический контекст обращения друг к другу по имени выявил и обосновал Д. Карнеги. Вежливость, любезность и учтивость в деловом общении поддерживаются формулами речевого этикета типа: «позвольте», «прошу», «буду признателен (льна)» «тронут (а) вашим предложением, (вниманием, оказанным доверием), благодарю за совет (за участие, за оказанное внимание) и многими другими. И, напротив, использование метафорических высказываний, иносказаний, иностранных или узкопрофессиональных терминов может вызвать негативную реакцию, быть истолкованным как отказ вести «открытый» диалог.

Вербальное общение, регулируемое правилами этикета, включает в себя не только акты «говорения», но и «неговорения», когда того требует ситуация: держать паузу, хранить молчание, или уходить от спора, не разглашать конфиденциальную информацию. Употребимы также устоявшиеся приемы речевого этикета, с помощью которого удается утвердить участие конкретного лица в различного рода диалогах. Это говорить о себе и от себя, а не от имени собеседников и о собеседниках. Смена оборотов речи может кардинально поменять характер общения. Так, вместо «вы нарушили свое слово» лучше сказать «я чувствую себя обманутым». В этом случае подается одна и та же информация, однако в первом варианте она не уязвляет и не провоцирует защитную реакцию, которая могла бы помешать восприятию сообщения.

Аналогичен в применении и другой прием речевого этикета – использование эвфемизмов. Заменяя одни слова другими не прямо, а косвенно содержащими смысл (вместо «бедный» – нуждающийся», или вместо «старый» – «человек почтенного возраста») удается облегчить восприятие негативного содержания в сообщении или смягчить отказ.

НАРУШЕНИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ И ЛИМФООБРАЩЕНИЯ

КРОВООБРАЩЕНИЕ разделяют на три отдела: центральное, периферическое и микроциркуляторное.

Центральное кровообращение включает сердце и крупные сосуды – аорту, сонные артерии, полые вены, воротную вену.

Периферическое кровообращение включает артерии и вены менее крупного калибра.

Микроциркуляторное кровообращение – это кровообращение в мельчайших сосудах. Сюда относят артериолы, прекапилляры. капилляры, посткапилляры, венулы.

НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

В норме сердце и сосуды доставляют органам и тканям питательные вещества и кислород. При нарушении работы сердца и сосудов из органов и тканей не удаляются токсические продукты метаболизма. Различают две формы недостаточности кровообращения:

1. Компенсированная, которая бывает во время физической нагрузки.

2. Декомпенсированная, проявляется в состоянии физического покоя одышкой, синюшностью губ и ногтей, бледностью, отеками, сердцебиением. Причины: нарушения функции сердца, гипотония (сосудов) или все одновременно.

НАРУШЕНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

Выделяют следующие формы: артериальная гиперемия, венозная гиперемия, ишемия, тромбоз, эмболия.

Артериальная гиперемия.

Причины: обусловлена увеличением притока крови в систему микроциркуляции при нормальном ее оттоке по венам. Характеризуется расширением артериол и капилляров, местно повышается давление и температура тканей. Факторы, ее вызывающие: УФО, воспаление, психогенные.

Виды артериальной гиперемии:

· физиологическая: при активном функционировании органа; используют эффект – грелки, горчичники и т.д.

· патологическая: при нарушении иннервации, воспалении, эндокринных заболеваниях; при этом могут быть разрывы артерий.

Признаки артериальной гиперемии: покраснение (много оксигемоглобина), увеличен тургор тканей, увеличивается пульсация артерий, расширяются артериолы, в них увеличивается скорость кровотока, повышается АД, возрастает лимфоотток.

Значение артериальной гиперемии: чаще имеет положительное значение – обеспечивает органы O2, питательными веществами, витаминами, лейкоцитами, антителами; но в условиях патологии может стать причиной кровоизлияний, распространения инфекции.

Венозная гиперемия.

Причины: увеличение кровенаполнения органа вследствие затруднения оттока крови по венам при нормальном ее притоке по артериям. Характеризуется расширением вен и капилляров, снижением внутрисосудистого давления, замедлением кровотока, понижением температуры тканей, иногда отеками. Возникает при сдавлении вен (опухолью, рубцом и т.д.), при длительном снижении общей активности (гипокинезия). Наиболее частые причины: сердечная недостаточность, при которой нарушается присасывающая функция сердца, снижается присасывающая функция грудной клетки при заболеваниях плевры, легких, повреждениях дыхательных мышц.

Признаки венозной гиперемии: цианоз слизистых оболочек губ, ногтей, кожи, так как полностью используется тканями O2 и увеличивается уровень гемоглобина, имеющего фиолетовый цвет. Орган увеличивается в объеме, развивается застойный отек. Температура органа понижается, на коже видны расширенные, переполненные кровью, извитые вены, в которых кровяное давление повышено, а скорость кровотока снижена. Затем нарушается микроциркуляторное русло, расширяются вены и капилляры, и происходит остановка кровотока - венозный стаз.

Значение венозной гиперемии: развивается тканевая гипоксия. Ослабление окислительных процессов приводит к накоплению в тканях недоокисленных продуктов метаболизма и ацидозу, при котором повышается проницаемость стенок сосудов. В тканях возрастает онкотическое и осмотическое давление. Все это приводит к развитию застойного отека. При венозной гиперемии в легких развивается застой крови и возникает гипоксия. Повышается проницаемость стенок сосудов, элементы крови выходят в межальвеолярные перегородки и в альвеолы и попадают в мокроту. Развивается склероз легких. Наблюдается бурая индурация легких. При декомпенсации сердца развивается длительный венозный застой в печени. Кровь застаивается в нижней полой вене, затем в венах печени. Происходит диапедез эритроцитов, гепатоциты гибнут. Состояние печени называется мускатная печень.

Ишемия.

Ишемия – уменьшение кровенаполнения органа вследствие снижения притока крови по артериям.

Причины и признаки. Психогенные воздействия, вызывающие активацию симпатико-адреналовой системы с выраженным сосудосуживающим эффектом, уменьшение просвета артерий за счет тромба, эмбола, склероза, воспаления стенок сосудов. В зоне ишемии ткань бледнеет. Ослабевает пульсация артерий, снижается температура. В артериях понижается кровяное давление, уменьшается скорость кровотока. В зоне ишемии больной чувствует парестезии: онемение, покалывание, ползание мурашек, боль. Эти ощущения вызваны раздражением нервных окончаний продуктами метаболизма, накапливающимися в зоне ишемии. При ишемии недостаток O2 вызывает дефицит энергии. Компенсаторно в клетках усиливается анаэробный гликолиз, вследствие этого возникает ацидоз. В конечном итоге происходит аутолиз.

Значение ишемии. Ишемия приводит к снижению функции клеток и органов. Особенно опасна ишемия мозга, сердца, почек. Возникают расстройства чувствительности и движений, а часто тяжелые нарушения дыхания и кровообращения. Чем быстрое развивается ишемия и чем она продолжительнее, тем более сильны расстройства деятельности органов. В основе развития ишемии лежат механизмы: обтурационный (закупорка сосуда), компрессионный (сдавление сосудов), ангиоспастический (нейрогенный рефлекторный спазм артерий; пример – спазм венечных сосудов), гуморальный связан с усиленным поступление в кровь сосудосуживающих активных веществ и гормонов –адреналина, вазопрессина).

Наиболее неблагоприятным последствием ишемии является некроз участка органа. Некроз, связанный с острым нарушением кровообращения, называется инфаркт. Различают белый инфаркт, который возникает в органах со слабо развитым коллатеральным кровообращением (в селезенке). Красный инфаркт возникает в органах с развитыми коллатералями (легкие, кишечник). Встречаются белые инфаркты с гемморагическим венчиком (сердце, почки).

Тромбоз.

Тромбоз – процесс прижизненного свертывания крови в просвете сосуда или в полости сердца, препятствующий ее току.

Причины тромбообразования. Выделяют три главных фактора тромбообразования:

· изменение свойств сосудистой стенки;

· нарушение состояния крови;

· расстройства кровотока в сосудах.

Виды тромбов. Тромбы бывают белые, состоящие из фибрина, тромбоцитов, лейкоцитов, и красные, включающие еще и эритроциты. Бывают смешанные, имеющие головку (белый тромб), тело (собственно смешанный тромб) и хвост (красный тромб). Есть тромбы пристеночные, уменьшающие просвет и обтурационные, закрывающие просвет сосуда.

Стадии тромбообразования. Стадия сосудисто-тромбоцитарная (клеточная) – при повреждении сосуда возникает его спазм, поврежденные эндотелиоциты скучиваются (агрегация), приклеиваются к стенке сосуда в месте повреждения (адгезия), а также склеиваются и разрушаются (агглютинация). Стадия коагуляционная – это цепной процесс ферментативной природы, в котором в группе реакций каждая предшествующая активная форма вещества катализирует последующую неактивную (тромбопластин – протромбин – тромбин - фибриноген – фибрин – тромб).

Исходы тромбоза. При образовании тромба в артерии возникает ишемия, а в вене – венозная гиперемия. Тромб может оторваться и с током крови попасть в орган – разовьется инфаркт. Тромб может прорасти соединительной тканью – организация тромба с восстановлением просвета сосуда – канализация. Может развиться ДВС-синдром: преходящее повышение свертывания крови и образование тромбов во многих микрососудах. Одновременно включается фибринолиз и возникают кровотечения и кровоизлияния.

Эмболия.

Эмболия – процесс переноса кровью или лимфой частиц, не встречающихся в нормальных условиях, закупорка ими сосудов. Эти частицы называются эмболами.

Причины и виды эмболии. По происхождению эмболия бывает экзогенная – это воздушная и газовая эмболия, эмболия инородными телами, бактериальная и паразитарная эмболия. Эндогенная эмболия – тромбоэмболия, жировая, клеточная (тканевая). По локализации: эмболия малого круга кровообращения, при которой эмбол из большого круга или правого сердца проходит в малый круг кровообращения. Эмболия большого круга кровообращения – эмбол из левого сердца, аорты или других крупных артерий проходит в органные сосуды большого круга. Есть эмболия воротной вены. Ретроградная эмболия – в венах большие частицы перемещаются в направлении, обратном току крови. Парадоксальная эмболия – переход эмбола из вен большого круга в артерии большого круга. При ДМЖП или ДМПП?? в сердце. Воздушная эмболия – когда воздух попадает в сосуды. Газовая эмболия – при быстром переходе из зоны высокого к нормальному барометрическому давлению. Эмболия инородными телами – при попадании в просвет крупных сосудов пуль, осколков и других предметов. Микробная, или паразитарная, эмболия – возникает при переносе сгустков, состоящих из склеенных микробов, грибов, паразитов. Тромбоэмболия – при отрыве тромба или его части и переносе его током крови. Жировая эмболия – при попадании капелек жира обычно в сосуды легких, при травме длинных трубчатых костей, при размозжении подкожной клетчатки. Клеточная (тканевая) эмболия – при опухолях, когда опухолевые клетки переносятся в разные органы кровью или лимфой. В этих органах возникают новые опухолевые узлы.

Правила поведения и действия населения при авариях на химически опасных объектах

Каждый человек, проживающий вблизи химически опасного объекта, должен знать свойства, отличительные признаки и потенциальную опасность сильнодействующих ядовитых веществ, используемых на данном предприятии, способы индивидуальной защиты от поражения сильнодействующими ядовитыми веществами, уметь действовать при возникновении аварии, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Для защиты населения и персонала при авариях на химически опасных объектах рекомендуется соблюдать следующий общий порядок действий:

- использовать индивидуальные средства защиты и убежища с режимом полной изоляции;

- произвести по сигналу «Внимание всем» организованную эвакуацию из зоны заражения, возникшей при аварии;

- применить противоядие и средства обработки кожных покровов в зависимости от вида сильнодействующего ядовитого вещества;

- соблюдать режим поведения и защиты на заражённой территории;

- пройти санитарную обработку, произвести очистку одежды,

территории сооружений, техники и имущества.

Рассмотрим приведённый общий порядок действий подробнее. Проживающие в районах расположения химически опасных объектов, получив информацию об аварии. с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ (по радио, телевидению, через передвижные громкоговорящие установки или другими способами), должны сразу надеть средства защиты органов дыхания, закрыть окна и форточки. Затем следует отключить нагревательные и бытовые электроприборы, газ, погасить огонь в печах, одеть детей и престарелых, взять тёплую одежду и питание (трёхдневный запас непортящихся продуктов), предупредить соседей. Быстро, но без паники выйти из жилого массива в указанном направлении или в сторону, перпендикулярную направлению ветра, желательно на возвышенный, хорошо проветриваемый участок местности, на расстоянии не менее 1,5 км от места проживания, где и следует находиться до получения дальнейшей информации. В случае отсутствия средств индивидуальной защиты (противогазов, респираторов) необходимо немедленно применить для защиты органов дыхания ватно-марлевую повязку, подручные изделия из ткани, смоченной водой. Следует знать, что если сильнодействующие ядовитые вещества тяжелее воздуха (хлор, сероводород), они будут проникать в подвальные помещения и нижние этажи, скапливаться в низинах, колодцах, туннелях, а если легче воздуха (аммиак и др.), то, наоборот, заполнять более высокие этажи зданий. Если нет возможности выйти из района аварии, нужно остаться в помещении, плотно закрыть окна и двери, дымоходы, вентиляционные люки. Необходимо также зашторить входные двери, используя одеяло или любые плотные ткани, загерметизировать помещение, заклеить щели в окнах и стыки рам плёнкой, лейкопластырем или обычной бумагой. Надёжная герметизация жилища значительно уменьшает возможность проникновения сильнодействующих веществ в помещение.

При движении по заражённой местности необходимо строго

соблюдать следующие правила:

- двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли;

- не прислоняться к зданиям и не касаться окружающих предметов, обходить стороной туманоподобные образования;

- не наступать на встречающиеся на пути капли жидкости или порошко-образные россыпи неизвестных веществ;

- не снимать средств индивидуальной защиты до распоряжения;

- при обнаружении капель сильнодействующего ядовитого вещества на коже, одежде, обуви, средствах индивидуальной защиты удалить капли тампоном из ваты, ветоши или носовым платком, по возможности заражённое место промыть водой.

После выхода из зоны заражения верхнюю одежду снимают и оставляют на улице, принимают душ с мылом, тщательно промывают глаза и прополаскивают рот. При подозрении на поражение сильнодействующим ядовитым веществом необходимо исключить любые физические нагрузки, принять обильное теплое питьё и обратиться к медицинскому работнику для определения степени поражения и проведения профилактических и лечебных мероприятий. Об устранении опасности химического поражения и о порядке дальнейших действий населения извещают специально уполномоченные органы ГОЧС или милиции. Необходимо запомнить, что при возвращении населения в места постоянного проживания вход в жилые помещения и производственные здания, подвалы и другие помещения разрешается только после контрольной проверки на содержание сильнодействующих ядовитых веществ в воздухе помещений. При авариях на железнодорожных и автомобильных магистралях при перевозке ядовитых веществ опасная зона устанавливается в радиусе 200 м от места возникновения пожара, утечки жидкости (газа) или нахождения опасного предмета. Её ограждают специальными знаками. Приближаться к этой зоне и входить в неё без противогаза и специального защитного костюма категорически запрещено. В целях обеспечения безопасности при транспортировке сильнодействующих ядовитых веществ перевозящие их машины оборудуются «мигалками», цистерны окрашиваются яркими, заметными красками. Помимо государственного регистрационного знака, который имеет любой автомобиль, при перевозке сильнодействующего ядовитого вещества крепится или наносится краской второй более крупный знак, в котором нижняя четырёхзначная цифра означает международный код перевозимого опасного вещества. В случаях аварий автомашин с указанными дополнительными номерами приближаться к ним без специальных средств индивидуальной защиты нельзя.

Электрозащитные средства

Критерии электробезопасности

Площадь контакта с токоведущими частями электроустановок

Экспериментальные исследования ряда специалистов показали, что при увеличении контактной поверхности (S) полное сопротивление человека Zчел уменьшается. Зависимости Zчел = f (S) описывается функцией вида

Zчел = А /Sn , (9.10)

где А, n – постоянные величины для конкретного напряжения, определяемые по экспериментальным данным.

Критерием электробезопасности можно назвать меру оценки степени безопасности применения электрической энергии. Применительно к электробезопасности обычно говорят о первичных критериях, подразумевая под ними длительно допустимые напряжение и ток при случайном прикосновении с токоведущими частями, а также кратковременные допустимые напряжение и ток в зависимости от времени воздействия электричества на организм человека.

В настоящее время наблюдается четкая тенденция обеспечения электробезопасности с помощью защитных средств, ограничивающих напряжение прикосновения (Uпр) и шаговое напряжение (Uш) до безопасных значений.

Учитывая крайнюю необходимость первичных критериев электробезопасности, в России разработан стандарт (ГОСТ 12.1.038-82) на предельно допустимые уровни напряжений прикосновения и токов через человека.

Анализ производственного электротравматизма показывает, что мно­гие случаи травмирования работающих в электроустановках происходят из-за неприменения ими средств защиты от поражения электрическим то­ком и электрической дугой (электрозащитных средств).

К электрозащитным средствам относятся:

· изолирующие штанги всех видов (оперативные, измерительные, для наложения заземления);

· изолирующие и электроизмерительные клещи; указатели напряжения всех видов и классов напряжений (с газоразряд­ной лампой, бесконтактные, импульсные, с лампой накаливания и др.);

· бесконтактные сигнализаторы наличия напряжения;

· изолированный инструмент,

· диэлектрические перчатки, боты, галоши, ковры, изолирующие подставки;

· защитные ограждения (щиты, ширмы, изолирующие колпаки и накладки;

· переносные заземления;

· устройства и приспособления для обеспечения безопасности труда при проведении испытаний и измерений в электроустановках (указатели на­пряжения для проверки совпадения фаз, устройства для прокола кабеля, указатели повреждений кабелей и т.п.);

· плакаты и знаки безопасности;

· изолирующие устройства и приспособления для ремонтных работ под напряжением 110 кВ и выше, а также в электросетях до 1000 В (полимерные гибкие изоляторы, изолирующие лестницы, канаты, вставки телескопических вышек и подъемников, штанги для переноса и выравнивания потенциала, гибкие изолирующие покрытия и накладки и т.п.).

Наряду с указанными выше электрозащитными средствами при работах в электроустановках применяются также такие средства, как защитные очки, специальные рукавицы, сапоги, противогазы, каски, предохрани­тельные монтерские пояса, страховочные канаты, монтерские когти, экранирующие комплекты (костюмы с головными уборами, обувью и рукавицами) и устройства (экраны) и т.д.

Эти средства являются вспомогательными и предназначены для индивидуальной защиты персонала от световых, тепловых, механических и других воздействий.

Изолирующие электрозащитные средства делятся на основные и дополнительные.

Основными называются такие изолирующие электрозащитные средства, изоляция которых длительно выдерживает рабочее напряжение электроустановки и которые позволяют работать на токоведущих частях, находящихся под
напряжением (прикасаться к ним или работать на расстояниях до этих токоведущих частей менее допустимых).

К основным электрозащитным средствам в электроустановках напряжением выше 1000 В относятся: изолирующие штанги всех видов, изолирующие
и электроизмерительные клещи, указатели напряжения, устройства и приспособления для обеспечения безопасности труда при проведении испытаний и измерений в электроустановках (указатели напряжения для проверки совпадения фаз, устройства для прокола кабеля, устройства для определения разности напряжений в транзите, указатели повреждений кабелей и т.п.).

К основным электрозащитным средствам в электроустановках напряжением до 1000 В относятся: изолирующие штанги, изолирующие и электроизмерительные клещи, указатели напряжения, диэлектрические перчатки, изолированный инструмент.

Дополнительныминазывают такие изолирующие электрозащитные средства, которые сами по себе не могут при данном напряжении обеспечить защиту от поражения электрическим током, но дополняют основные средства защиты, а также служат для защиты от напряжения прикоснове­ния и напряжения шага.

К дополнительным электрозащитным средствам в электроустановках напряжением выше 1000 В относятся: диэлектрические перчатки, диэлек­трические боты, диэлектрические ковры, изолирующие подставки и на­кладки, изолирующие колпаки, штанги для переносных заземлений и вы­равнивания потенциалов.

К дополнительным электрозащитным средствам в электроустановках напряжением до 1000 В относятся: диэлектрические галоши, диэлектриче­ские ковры, изолирующие подставки и накладки, изолирующие колпаки.

Изолирующими электрозащитными средствами следует пользоваться по их прямому назначению в электроустановках напряжением не выше того, на которое они рассчитаны и в строгом соответствии с действующими Правилами применения и испытания средств и испытания средств защиты, используемых в электроустановках (ППИСЗ).

При работах в электроустановках напряжением до 1000 В без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них должны применяться следующие защитные средства ограждения:

· диэлектрические галоши или изолирующие подставки либо диэлектри­ческие ковры;

· изолированный инструмент или диэлектрические перчатки (при отсутст­вии такого инструмента).

Перед каждым применением средства защиты персонал обязан проверить его исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнений и срок годности (по штампу).

Теория Торндайка

Основные теории бихевиоризма

Ученый Предмет и задачи исследования Основные результаты
Э.Торндайк Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике Законы образования коннекции (связи), т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок
Д.Уотсон Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи Доказательство прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание
Э. Толмен Изучение деятельности системы организм-среда, формирование целостного, молярного подхода к проблеме поведения Внутренняя переменная, опосредующая связь S-R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении
К. Халл Формирование гипотетико-дедуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения
Б. Скиннер Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения
Д. Мид Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я» Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении «Я»
А. Бандура Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения

Однако идея о прижизненном характере содержания психики, ведущей роли обучения оставалась незыблемой и в необихевиоризме. Поэтому неудивительно, что ведущей научной теорией этого направления во второй половине XX в. стала теория оперантного бихевиоризма Скиннера (см. табл. 6), ставшая основой для многих теорий развивающего обучения. В своих трудах Скиннер также показал несостоятельность методологии бихевиоризма как полностью объективной науки, так как игнорирование промежуточной переменной, т. е. сознания и бессознательного, не давало полного представления о поведении, а введение этой переменной снижало точность исследования. Так, уже в новый период ученые приходили к мысли о сложности (даже невозможности) полностью и объективно изучить, объяснить психическое. Трудности, вставшие не только перед бихевиоризмом, но и перед другими направлениями, привели ученых в последние годы XX в. к мысли о необходимости соединить достижения бихевиоризма с открытиями других школ, создав вновь общую, синтетическую психологию. К этому вопросу мы еще вернемся.

Э. Торндайк впервые стал исследовать процесс научения с позиции объективного наблюдения, фиксируя коннекцию (связь) между ситуациями, с которыми сталкивается организм, и его движениями - ответными реакциями.

В своих экспериментах он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям, с которыми он не может справиться, когда располагает только набором программ поведения. Для исследования он изобрел специальные «проблемные ящики», представляющие собой экспериментальные устройства различной степени сложности. Животное, помещенное в такой ящик, должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход - решить проблему. Опыты ставились в основном над кошками, но имелись также ящики для собак и низших обезьян. Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство - нажав на пружину, потянув за петлю и т. п.

Поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений - бросались в разные стороны, царапали ящик, кусали его и т. п., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше и меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно.

Ход опытов и результаты изображались графически в виде кривых, где на оси абсцисс отмечались повторные пробы, а на оси ординат - затраченное время (в минутах). Полученная кривая (Торндайк назвал ее «кривой научения») дала основание утверждать, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение. Этот вывод был противопоставлен мнению о том, что животное понимает смысл задачи и действует разумно. В действительности, утверждал Торндайк, поведение экспериментального животного есть результат слепого поиска и случайной удачи. Об этом говорило и то обстоятельство, что, сделав однажды правильное действие, животное в дальнейшем совершало много ошибок. Это рассматривалось как общая закономерность поведения. У животных она выступает в более наглядном виде, но и человек, по мнению Торндайка, решает задачи в «проблемном ящике» своей жизни аналогичным образом, т.е. постоянно пробуя, ошибаясь и достигая успеха случайно.

В своих дальнейших работах - «Психология научения» (1913), «Основы научения» (1932) - Торндайк сосредоточился на изучении зависимости связей, которые лежат в основе научения, от таких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных материалов он вывел четыре основных закона научения.

1. Закон повторяемости (упражнения). Его суть в том, что чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. Согласно этому закону, реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и длительности повторения связей.

2. Закон эффекта, который говорит о том, что из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. Позднее этот закон был модифицирован, так как оказалось, что для ребенка важен результат любой его деятельности, т.е. в конце выучиваемой реакции обязательно должно быть подкрепление, неважно - положительное или отрицательное.

3. Закон готовности, суть которого в том, что образование новых связей зависит от состояния субъекта.

4. Закон ассоциативного сдвига - если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Торндайк выделил также дополнительные условия успешности научения - легкость различения стимула и реакции и осознание человеком связи между ними.

Данные Торндайка привели его к выводу о том, что обучение происходит путем проб и ошибок, или, как он позднее писал, методом проб и случайного успеха. В результате формируется представление о пути достижения цели, т. е. о пути решения поставленной перед испытуемым задачи. Таким образом, работы Торндайка были направлены на исследование интеллектуального поведения. «Интеллект животных» (1898) - так назывался пионерский труд Торндайка, показывающий, что понятие об уме (интеллекте) не должно ограничиваться только внутренними операциями ума, как это считалось прежде. Так исследования, проведенные Торндайком, привели его к мысли о том, что психические процессы интериоризованы внешними реакциями. Эта гипотеза позднее была подтверждена в экспериментах Уотсона.

Работы Торндайка получили высокую оценку благодаря тому, что он доказал возможность экспериментального и количественного изучения закономерностей поведения целостного организма в проблемной ситуации безотносительно к тому, как представлена эта ситуация в сфере сознания. Но в этом же заключалась коренная ограниченность его концепции, поскольку успешность поведения связана с отображением объективных условий, в которых совершается поведение в форме знания о них. Торндайк же ошибочно противопоставил «пробы и ошибки» как реальный фактор действия организма в сложных условиях дефицита информации ясному и однозначному пониманию этих условий.

Метод диаграмм Вейча

Диаграмма Вейча – это специального вида таблица, используемая для задания логических функций и позволяющая упростить процесс поиска минимальных форм.

Для логических функций, зависящих от n переменных, диаграмма Вейча представляет собой прямоугольник, разделенный на 2n клеток. Каждой клетке диаграммы ставится в соответствие двоичный n-мерный набор. Взаимно однозначное соответствие между двоичными наборами и клетками диаграммы устанавливается разметкой последней.

Для функций, зависящих от трех переменных, один из возможных вариантов разметки диаграммы Вейча имеет вид, показанный на рис.1.

Четыре верхних клетки диаграммы соответствуют двоичным наборам, в которых переменная х1 принимает значение 0; четыре нижних клетки соответствуют наборам, в которых переменная х1 принимает значение 1.

Клетки, составляющие левую половину диаграммы, соответствуют наборам, в которых переменная х2 принимает значения 1, а в правой половине находятся клетки, в которых переменная х2 принимает значение 0.

Рис. 1.

Четыре центральные клетки соответствуют наборам, в которых переменная х3 принимает значения 1, а в левом и правом крайних столбцах находятся клетки, в которых переменная х3 принимает значение 0.

На рис. 2 приведены пример разметки диаграммы для логических функций четырех переменных.

Рис. 2.

Диаграммы Вейча для большего числа переменных могут быть составлены из диаграмм меньшего числа переменных. Например, диаграмму Вейча для пяти переменных можно составить, соединив две диаграммы для четырех переменных. При этом удобно подсоединять их друг к другу одноименными столбцами (рис. 3). Тогда соседними клетками будут также клетки столбцов, симметрично расположенных относительно линии присоединения диаграмм Вейча четырех переменных для одноименных строк.

Рис. 3.

В клетки, соответствующие конституентам единицы минимизируемой булевой функции, записываются единицы, а в остальные — нули. Поэтому исходная минимизируемая функция первоначально должна быть представлена в СДНФ. Если функция задана аналитически, то она приводится к СДНФ с помощью операции развертывания, заключающейся в умножении некоторых членов на выражение вида .

Минимизация булевых функций с использованием диаграмм Вейча основывается на отыскании склеивающихся конституент единицы. Для диаграммы Вейча склеивающиеся конституенты единицы располагаются в соседних, вертикально или горизонтально расположенных клетках. Для диаграммы трех переменных (рис. 1) соседними клетками являются также клетки левого и правого столбцов для одноименных строк. Наглядно это можно представить, если наклеить диаграмму на цилиндр так, чтобы левая ее граница совпала с правой.

Для диаграммы Вейча четырех переменных (рис. 2) соседними клетками будут также клетки, расположенные в верхних и нижних строках для одноименных столбцов.

Процесс отыскания минимальной ДНФ заключается в том, чтобы всю совокупность единиц диаграммы Вейча накрыть наименьшим числом наиболее коротких произведений. Для этого соседние клетки диаграммы, содержащие единицы, объединяют в группы (склеиваются).

Каждой такой группе будет соответствовать группа склеивающихся конституент единицы. Причем количество клеток, входящих в одну группу, равно 2k (где k = 1, 2, 3, ...), а каждая клетка, входящая в группу, должна иметь k соседних клеток.

Для получения минимальной ДНФ достаточно выполнить следующие условия:

каждая единичная клетка должна входить хотя бы в одну группу (при этом одна и та же клетка может входить в несколько групп);

в каждую группу должно входить максимальное количество клеток, т.е. ни одна группа, удовлетворяющая обоим вышеприведенным правилам, не должна быть частью другой группы, удовлетворяющей этим же правилам;

количество групп должно быть минимальным.

Рекомендации по минимизации булевых функций с использованием диаграмм Вейча:

1. Рассматриваются поочередно клетки, содержащие единицы, и анализируются всевозможные варианты склеивания. При этом сначала склеивание выполняется только для тех клеток (единиц), для которых вариант склеивания единственный. В результате будут выделены обязательные (или существенные) простые импликанты.

2. Оставшиеся несклеенные клетки (единицы) необходимо склеивать таким образом, чтобы образовать минимальное число групп с максимальным числом клеток в каждой группе.

3. Каждой группе объединенных клеток в минимальной ДНФ будет соответствовать простая импликанта, определяемая как конъюнкция только тех переменных, значения которых постоянны для всех наборов, задающих клетки данной группы.

Группе, состоящей из 2k клеток, соответствует конъюнкция из nk букв, где n — число переменных в исходной булевой функции.

Пример 1. Найти минимальную ДНФ для булевой функции трех переменных, заданных следующей таблицей истинности(табл.1):

Таблица 1

№ набора х1 х2 х3 z

СДНФ для этой функции

.

Составим диаграмму Вейча (рис. 4)

Рис. 4

Здесь возможны два варианта склеивания:

1) склеивается с по переменной x1 – образуется импликанта ; склеивается с по переменной x1 – образуется импликанта ; склеивается с по переменной x3 – образуется импликанта . Отсюда получается первая минимальная ДНФ

;

2) склеивается с по переменной x1 – образуется импликанта ; склеивается с по переменной x1 – образуется импликанта ; склеивается с по переменной x2 – образуется импликанта . Отсюда получается вторая минимальная ДНФ

.

Подстановкой в полученные выражения значений переменных x1, x2, x3 легко убедиться в том, что минимизированные логические функции реализуют заданное исходное выражение.

Пример 2. Найти минимальную ДНФ для булевой функции четырех переменных, заданных следующим выражением (в СДНФ):

Диаграмма Вейча для этого случая приведена на рис. 5.

Рис. 5.

Здесь возможно склеивание по четырем конституентам единицы:

; ; ; склеиваются по переменным х2 и х4 – образуется импликанта ;

; ; ; склеиваются по переменным х2 и х3 – образуется импликанта ;

; ; ; склеиваются по переменным х1 и х4 – образуется импликанта .

Таким образом, окончательное выражение для минимальной ДНФ:

В дискретных устройствах ЭВМ часто встречаются комбинационные схемы, на входы которых некоторые комбинации сигналов никогда не поступают. Такие комбинации называются запрещенными. Значения выходных сигналов, соответствующие запрещенным комбинациям, не определяются, и их можно выбирать произвольно, что часто дает возможность упростить комбинационную схему.

Законы функционирования комбинационных схем с запрещенными комбинациями входных сигналов описываются неполностью определенными функциями, т.е. такими функциями, значения которых определены не на всех наборах аргументов.

Двоичные наборы, на которых функция не определена, называют свободными. При табличном задании неполностью определенных переключательных функций свободные наборы отмечаются прочерком.

Рассмотрим упрощение неполностью определенных булевых функций, которые описывают работу логических схем с запрещенными комбинациями входных сигналов.

Для неполностью определенных булевых функций можно произвольно задать значение функции на тех наборах, на которых она первоначально не была задана. При минимизации таких функций стремятся для запрещенных комбинаций входных сигналов присвоить такие значения исходной функции, которые позволяют ее упростить.

Пример 3. Минимизировать булеву функцию четырех переменных, заданную диаграммой Вейча (рис. 6), только на 11-ти наборах двоичных аргументов. Неопределенные значения на диаграмме отмечены прочерком.

Рис. 6.

Принимая значения функции на некоторых наборах равными единицы, а на других — нулю, там где функция не определена, получим ДНФ исходной функции в следующей минимальной форме:

Полимеризация (олигомеризация) олефинов

Назначение - получение иизкомолекулярных полимеров (олигомеров) пропилена и бутилена, используемых в качестве моторного топлива и сырья нефтехимического синтеза.

Сырье и продукция.Сырьем установок полимеризации являются пропиленовая (ППФ) и бутан-бутиленовая (ББФ) фракции, получаемые на ГФУ непредельных газов.

Полимеризацию ППФ проводят в двух вариантах: 1) получение в качестве целевого продукта полимербензина; 2) производство тримеров и тетрамеров пропилена - сырья для нефтехимии. При работе в режиме выработки полимербензина получают: 1) полимербензин - компонент автомобильных бензинов; обладает низкой химической стабильностью; характеристика: ρ420 = 0,717 ÷ 0,738; бромное число 110-140; октановое число 82-84 (моторный метод), 94-97 (иссле­довательский метод); давление паров при 38°С<350 мм рт.ст.; 2) фракцию выше 205 °С - компонент дизельного топлива; 3) отра­ботанную пропан-пропиленовую фракцию.

Если задачей установки является выработка сырья для нефте­химии, то полимеризат делится нч фракции: н. к.-125 °С (димеры), 125-175 °С (тримеры), 175-260 °С (тетрамеры), выше 260 0С.

Полимеризацией бутан-бутиленовой фракции получают изооктилен, который затем методом гидрирования превращается в техниче­ский изооктан (2,2,4-триметилбутан).

Катализаторы. Полимеризация (олигомеризация) ППФ и ББФ проводится в присутствии: 1) ортофосфорной кислоты на носителе (кварце, кизельгуре); 2) серной кислоты концентрацией 60-70%.

Установка полимеризации пропан-пропиленовой фракции

Описание технологической схемы. Сырье из емкости высокого давления Е-1 через теплообменник Т-1 и подогреватель Т-2 подается в реактор Р-1, который состоит из нескольких вертикально расположенных секций, заполненных катализатором. Существуют также реакторы типа «труба в трубе», в которых трубки заполнены катализатором, а в межтрубное пространство подается хладагент.

Продукты реакции, пройдя через теплообменник Т-1 и холодильник Х-1, направляются в депропанизатор К-1. Верхним продуктом депропанизатора является отработанная пропан- пропиленовая фракция, часть которой используется как хладагент в реакторе P-1, a балансовый избыток выводится с установки. Нижний продукт колонны К-1 представляет собой полимеризат, который в случае, если установка работает в режиме получения компонента автомобильного бензина, выводится с установки. При выработке нефтехимиеческого сырья полимеризат разделяется на узкие фракции в колоннах К-2 и К-3. С верха колонны К-2 отбирается смесь димеров и тримеров, значительная часть которой через емкость Е-1 возвращается в реактор Р-1, с верха колонны К-3 - тетрамеры пропилена, с низа колонны К-3 - тяжелые полимеры.

Схема установки полимеризации пропан-пропиленовой фракции

I - свежая пропан-пропиленовая фракция; II – отработанная пропан-пропиленовая фракция; III – смесь димеров и триммеров пропилена (фракция н.к. -175 0С); IV – тетрамеры пропилена (фракция 175-260 0С); V – тяжелые полимеры; VI – полимербензин; VII – пар; VIII – вода.

Технологический режим:

Температура в реакторе, °С……………………… 180-230

Давление в реакторе, кгс/см2……………………… 75-85

Скорость подачи сырья, ч-1 …………………………1-4

Расход катализатора, % (масс.)……………………..0,09-0,20