151943_б-УПТСипу11_2017_07_02


 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Кафедра «История Отечества и культуры»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «История культуры России»

 

 

на тему:

Российский театр в XIX веке

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

факультет ИнЭТМ

курс Первый(1)

специальность УПТС

шифр 151943

Ф.И.О. Коренев Валентин Сергеевич

Проверил: Гвоздев М.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

2

1. Драматургия. Реализм на смену романтизму и классицизму

3

2. Русская актерская школа ХIХ века

5

3. Роль цензуры в развитии русского театра ХIХ века

9

Заключение

13

Список используемой литературы

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В начале девятнадцатого века русский театр переживает свое обновление. Сложилась система русских Императорских театров (в 1826 они переданы в ведение Министерства Императорского двора): три петербургских – Александринский, Мариинский и Михайловский, и два в Москве - Большой и Малый. Была официально утверждена монополия Императорских театров на устройство публичных сценических представлений. В девятнадцатом столетии русский театр продолжает с одной стороны остро реагировать на политические и социальные изменения в стране, а с другой – соответствовать литературным изменениям.

Почти всё столетие в русской литературе проходит под знаком реализма, который приходит на смену и устаревшему классицизму, и романтизму. Для романтизма характерен отказ от просветительского понимания истории как прогресса и противопоставление идеального образа сильной, свободной личности ее окружению. Произведения этого направления были пронизаны меланхолией и романтической таинственностью, наполнены размышлениями о добре и зле, смысле жизни, любви, дружбы.

 

1.Драматургия. Реализм на смену романтизму и классицизму

Одним из первых образцов реализма русской драматургии стала комедия А.С. Грибоедова « Горе от ума».

Классицистких драматургов сменили авторы сентиментальных пьес: Н.И. Ильин, В.М. Федоров, А.А. Шаховский. Много играли А. Коцебу, Шекспира, Мольера, Ф. Шиллера. В популярных мелодрамах блистал П.С. Мочалов- актер бурной эмоциональности, «пламенный» и вдохновенный.

В 1830-е гг. репертуарными драматургами стали Н. В. Кукольник (« Рука Всевышнего отечество спасла») и Н. А. Полевой (« Иголкин – купец новгородский», « Дедушка русского флота»).

Девятнадцатый век дарит отечественному театру имена драматургов, которые фактически с чистого листа создадут театральный репертуар, востребованный и сегодня. В первой половине столетия такой личностью стал Н.В. Гоголь. Не являясь собственно драматургом, он сумел создать настоящие шедевры мировой драматургии – пьесы «Ревизор» и «Женитьба», которые представили зрителю масштабную картину жизни тогдашнего русского общества и резко критиковали её.

Именно на премьере «Ревизора» император Николай Первый произнёс легендарную фразу «Всем досталось, а мне больше всех!», понимая, кто изображён под маской Городничего.

В это время театр уже не может удовлетворяться старым репертуаром, он стремится показывать современного, остро чувствующего время человека. Драматургом, создавшим литературную основу современного русского театра, и стал А.Н. Островский.

Юрист по образованию, служивший в суде, Островский получил прекрасное представление о той среде, которую он затем будет описывать в своих бессмертных пьесах. Подробно и реалистично описывая нравы купеческой среды, он создаёт, прежде всего, психологический театр, пытающийся заглянуть внутрь человека. Драматургия Островского, сочетавшая житейскую достоверность со сценической яркостью, создала основу репертуара русского театра второй половины девятнадцатого века.

Островский тонко чувствует грядущие общественные перемены и изображает крах устоявшихся купеческих традиций, обеднение и нравственное падение дворянства, возрастание роли денег в человеческих отношениях. Он ярко и точно описывает новых героев жизни, предприимчивых, достаточно циничных и ловких: Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Липочка («Банкрот»), Паратов («Бесприданница).

Практически все произведения Островского были успешно поставлены в Московском Малом театре, который в этом столетии стал лучшим театром империи.

В середине девятнадцатого века в репертуаре театров появилось большое количество водевилей (легких комедий с непременными куплетами). На русскую сцену водевиль пришел из Франции, но образовалась и группа отечественных авторов (Д.Т. Ленский, П.А. Каратыгин др.). В водевилях, которые, как правило, играли после « большой» пьесы, участвовали практически все артисты театра. Этот жанр требовал особой актерской техники исполнения - простодушия, чувства юмора, умения петь и танцевать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Русская актерская школа ХIХ века

Девятнадцатый век подарил отечественному театру и целую плеяду выдающихся мастеров сцены, имена которых навсегда стали легендой. Критики и зрители, сравнивая игру корифеев московской и петербургской сцен, отмечали демократичность московской сцены и официальную холодноватость петербургской.

Одним из основателей русской актёрской школы является М. Щепкин.

По отзыву А. И. Герцена, Щепкин «создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре».

История творческого пути М. Щепкина – это история отечественного театра первой половины девятнадцатого столетия. Будучи крепостным и начав карьеру с согласия своего барина, графа Волькенштейна, Щепкин становится актёром Малого театра и играет огромный комический репертуар.

Его успех в комедиях во многом определялся и внешними данными актёра (склонность к полноте и небольшой рост). Но вместе с тем Щепкин обладал и удивительным талантом, позволявший ему прекрасно справляться с самыми разными ролями. Именно Щепкин стремился вывести актёрскую игру из рамок шаблонности, каждый персонаж в его исполнении обладал многими яркими деталями поведения и внешнего вида. Кроме того, Михаил Семёнович тщательно разрабатывал линию поведения героя, строил рисунок роли на резкой смене поведения персонажа.

Без сомнения, расцвет карьеры Щепкина совпал с появлением бессмертных произведений русской драматургии. Щепкин понимал несовершенство пьес начала 19 века и с восторгом принимал появляющиеся драматические произведения А. Грибоедова, Н. Гоголя, А. Сухово-Кобылина, А. Островского, то есть тот материал, сыграть который сегодня мечтает каждый актёр. Так, М. Щепкин играл Фамусова в «Горе от ума», Городничего в «Ревизоре», Кочкарёва в «Женитьбе».

В Санкт-Петербурге первым трагическим актером был В. А. Каратыгин легендарный артист, умевший ввести свой незаурядный темперамент в строгие сценические формы.

Комедийные роли с блеском исполнял И.И. Сосницкий ( первый исполнитель роли Городничего в « Ревизоре», 1836).

Родоначальником династии артистов Малого театра стал П. М. Садовский. Среди его лучших ролей Шут в « Короле Лире» Шекспира, Осип в « Ревизоре», Подколесин в « Женитьбе» Гоголя. Щепкин считал Садовского единственным актером, который сразу « постиг тайну гоголевского языка». Будучи активным пропагандистом творчества Островского (сыграл 29 ролей), Садовский способствовал формировнаию школы естественной и выразительной игры. Садовский прославился как разноплановый, характерный актёр, одно появление которого привлекало внимание зрительного зала.

В Санкт – Петербурге тонким актером реалистом был А. Е. Мартынов. Он с огромным успехом играл в водевилях («Лев Гурыч Синичкин), пьесах Гоголя (Хлестаков в « Ревизоре», Грибоедова ( Фамусов в « Горе от ума»), Островского ( Тихон в « Грозе»).

В московском Малом театре во второй половине девятнадцатого века первенствовали Г.Н. Федотова и М.Н. Ермолова. Самая знаменитая роль Федотовой- Катерина в «Грозе», которую она играла в 35 лет. Специально для нее Островский написал» Снегурочку» и « Василису Мелентьеву»

Ермолова стала знаменитой ещё будучи ученицей московского театрельного училища, сыграв Эмилию в пьесе немецкого драматурга Лессинга « Эмилия Галотти». Эта выдающаяся актриса в течение своей карьеры создала на сцене Малого театра целую галерею женских образов классической драматургии, получивших название « ермоловские женщины». В репертуаре Ермоловой была и высокая трагедия («Орлеанская дева» Шиллера, «Макбет» Шекспира, «Овечий источник» Лопе де Вега), и бытовая драма (пьесы В. Александрова и В. Дьяченко). Ярчайший трагический талант актрисы раскрылся в пьесах Островского: Юлия ( « Последняя жертва»), Негина « Таланты и поклонники». Великими ее творениями были также роли Марии в « Марии Стюард» Шиллера, леди Анны в Ричарде Третьем» Шекспира, фру Альвиг в « Привидениях» Г. Ибсена.

С 1875 в Александринском театре служил К.А. Варламов – легендарный комик, умевший сочетать буффонаду с психологической правдой. Среди множества ролей, сыгранных в пьесах однодневках, в его репертуаре были и серьезные роли Яичница ( «Женитьба» Гоголя), Варравин («Дело» А.В. Сухово-Кобылина), Большов ( « Свои люди - сочтемся» Островского).

Артистом исключительно широкого диапазона, с равным успехом игравшим драматические и комедийные роли, был В.Н. Давыдов ( Фамусов в « Горе от ума» Грибоедова, Расплюев в « свадьбе кречинского» Сухово-Кобылина, Мошкин в « Холостяке» Тургенева, многие роли в « Ревизоре» Гоголя).

В Малом театре в мужской части труппы лидировали А.П. Ленский ( актер тонкой психологической правды), А.И. Южин(артист героико- романтического стиля), Сын П.М, Садовского М.П.Садовский.

На провинциальной сцене обрели известность актеры М.Т. Иванов_ Козельский, Н.Х. Рыбаков, В.Н.Андреев-Бурлак. Крупнейшим трагиком был П.Н, Орленев, практически всю жизнь проведший в провинциальных театрах (Раскольников и Дмитрий Карамазов в инсценировках романов Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание» и « Братья Карамазовы»). Орленев был среди тех артистов, которые в свое время утвердили новое амплуа_- герой-неврастеник. Многие провинциальные актеры с успехом выступали в столичных театрах ( М.И. Писарев, М.В. Дальский ).

В русском актерском искусстве обозначились две линии творческого движения: от трагической актрисы Семеновой, через искусство Мочалова и Каратыгина, Ермоловой протянулся романтический стиль. Видоизменяясь, он продолжался в конце века в творчестве Южина и Юрьева. От Щепкина шла линия психологического реализма; Ему наследовали Садовский, Стрепетова, Федотова, Савина. Её подхватили и придали новый импульс актеры двадцатого века. На смену приподнятой, торжественной манере пришла тонкость психологических переживаний, бытовое правдоподобиепри сохранение образной яркости.

Санкт-Петребург и Москва были местом частых гастролей зарубежных знаменитостей (Э. Дузе, Л. Гитри, Г. Режан, Б.

русский театр реализм драматургия

3.Роль цензуры в развитии русского театра ХIХ века

Теоретиком эстетики русского сентиментализма в театре был Н.М. Карамзин, выступавший с критикой классицизма и пропагандой творчества У. Шекспира. Начало девятнадцатого века было, по словам Белинского, « карамзинским периодом». Сентиментализм Карамзина и его последователей пробудил интерес к « естественному человеку», его душевным переживаниям, внутреннему миру. Карамзин – писатель с нежным сердцем», обращался к читателю с нежной душой». « В «Московском журнале» (издатель Карамзин) постоянно публиковались рецензии на спектакли, особое внимание уделялось искусству актёра. Театральный отдел этого журнала оказывал большое влияние на развитие русской театральной критики. В начале девятнадцатого века усилился интерес к театру со стороны русского общества. Декабристы оказали большое влияние на развитие русской романтической драмы, по-новому раскрывая проблемы классицистской и романтической эстетики. В течение девятнадцатого века появились первые большие журналы, посвященные театральному искусству: «Репертуар русского театра» (1839-41), «Пантеон русского и всех европейских театров» (1840—41), «Репертуар и Пантеон» (1844-45), «Репертуар и Пантеон театров» (1847), «Пантеон» (1852-56) и др.

Большой вклад в историю и теорию театра девятнадцатого века, в становление театра внесли русские писатели и драматурги, тесно связанные с жизнью современного им театра, утверждавшие его высокую общественную роль и значение: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, С.Т. Аксаков, Л.И. Герцен, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, А.К. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин и др. Особое значение в развитии русской театральной мысли, в формировании реалистической эстетики девятнадцатого века имели статьи и высказывания о театре революционеров-демократов, и прежде всего В.Г. Белинского. Его статьи о творчестве крупнейших актёров, анализ положения русского театра в целом, разработка проблем теории драмы и актёрского творчества стали основополагающими в изучении истории театра девятнадцатого века.

Во второй половине девятнадцатого века сложились два основных направления в театральной критике, связанные с идейными, общественно-политическими течениями того времени.

Большое значение для утверждения правды на русской сцене, для дальнейшего развития русского реалистического искусства имели теоретические работы и статьи Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Герцена, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Выразители др. направления, относящегося к славянофильскому течению, — А.А. Григорьев, Д.В. Аверкиев, Л.Н. Антропов и др. Пьеса Островского « Гроза», вокруг которой разразилась критическая буря, нашла защитника в лице критика Н. А. Добролюбова. Он увидел в образе Катерины утверждение внутренней свободы человека ( статья « Луч света в темном царстве»). Появлялись новые работы по истории русского театра: «Драматический альбом», изданный П.Н. Араповым и А. Раппольтом (1850), «Летопись русского театра» Арапова (1861), «Русский театр, его судьбы и его истоки» Ф.А. Кони (1864), «Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 года» (ч. 1—3, 1877—84) и др. Публиковались исследования о западно-европейском театральном искусстве, о творчестве Шекспира, Мольера, В. Гюго. В последние десятилетия 19 в. проблемы театра разрабатывали главным образом учёные-литературоведы, филологи. Однако их работы большей частью посвящены истории драматургии. В 1888 выходят «Очерки из истории русской драмы XVII — XVIII столетий» П.О. Морозова и ряд серьёзных научных трудов Н.С. Тихонравова, П.А. Кулиша, В.И. Шенрока о творчестве Гоголя: Е.Н. Сверчевского в А.М. Скабичевского о Грибоедове;. Ал. Веселовского Д.И. Фонвизине, а также исследования о русских актёрах Я.Е. Шушерине, П.С. Мочалове и др. Для большинства работ в целом характерны некоторая эмпиричность, отсутствие широких обобщений и выводов.

В конце 19 — начале 20 вв. появляется марксистская критика. Крупнейшие представители этого направления, писавшие по вопросам искусства и театра, — Г.В. Плеханов, А.В. Луначарский и В.В. Воровский. С развитием театрального искусства возрастал интерес к театру, режиссёрскому мастерству, которые постепенно становятся предметом глубокого изучения, публикуются труды, исследующие его историю в связи с общественными условиями той или иной эпохи. Выходят книги по истории театра — «История русского театра» Б.В. Варнеке. «История русского театра», под редакцией В.В. Каллаша и Н.Е. Эфроса (обе в 1914). Большой вклад в развитие Т. внесли книги и статьи режиссёров: В.И. Немировича-Данченко. В.Э. Мейерхольда, Ф.Ф. Комиссаржевского. Н.Н. Евреинова. В.Г. Сахновского. Работы о театре первых десятилетий 20 в. связаны с различного рода тенденциями, проявлявшимися в искусстве этого времени, отражают общий кризис театра предреволюционной эпохи («Театр как таковой» Евреинова, «Отрицание театра» Ю.И. Айхенвальда, обе в 1912, и др.).

После победы Великой Октябрьской социалистической революции наука о театре вступила в новую фазу развития. Она была связана с постепенным и всё более последовательным и глубоким изучением историками, теоретиками, критиками театра марксистско-ленинской методологии, с созданием благоприятных организационных условий, определявшихся тем почётным местом, которое в Советском государстве было отведено сценическому искусству как неотъемлемой части строящейся социалистической художественной культуры. В возникшем в 1918 Театральном отделе Наркомпроса (ТЕО) была организована особая историко-театральная секция. Научная работа по проблемам театра развёртывалась в государственном масштабе. Театральные отделы были созданы в Москве в Государственной академии художественных наук (ГАХН) и в Российском институте истории искусств в Петрограде. В театральных музеях, библиотеках, архивах также велось изучение искусства театра. Само понятие «Т.» рождалось именно в это время, поскольку только после Октябрьской революции исследование театрального искусства выделилось в самостоятельную научную дисциплину.

Советская наука о театре прошла большой и сложный путь, связанный с преодолением формалистических и вульгарно-социологических тенденций, проявлений догматизма и ревизионистских влияний. Она развивалась на основе принципов марксистско-ленинской эстетики, наследуя достижения передовой эстетической мысли прошлого, в первую очередь принципы русских революционно-демократических критиков — Белинского, Чернышевского, Добролюбова, идеи великих русских писателей — Пушкина, Гоголя, Островского и др.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К началу 80-х гг. обозначились черты упадка казенного театра, обусловленного бюрократической системой управления Министерства Императорского двора. D 1881 началась подготовка к реформированию театрального ведомства В 1982 вышло «Установление» свободы частной театральной антрепризы в столицах, которая до этого выпускалась лишь в исключительных случаях и облагалась большим сбором в пользу Дирекции императорских театров. Был установлен новый штат Императорских театров, изменена система оплаты труда артистов. В 1886 заведующим репертуаром Московских Императорских театров был назначен Островский, стремившийся вывести русскую сцену из состояния рутины. В 1888 на основе драматических классов при Петербургском театральном училище созданы драматические курсы. Еще до отмены монополии Императорских театров возникли общественные организации, которые регулярно занимались театральной деятельностью: « Артистический кружок (организатор и руководитель Н.Е.Вильде), Алексеевский кружок, Московское общество литературы и искусства, Народный театр не Политехнической выставке и др. Открылись новые драматические и оперные театры. Некоторые существовали недолго, другие работали долгие годы и внесли весомый вклад в театральное дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов учебник «История России 19 в».

2. История Государственного Академического Малого Театра

3. http://www.school770.ru/gogol/theatre/index.html

4. История СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Под ред. Б.А.Рыбакова. М., Изд-во “Высшая школа”, 1983.

5. История России с древнейших времен до второй половины XX века

6. Мальков В.В. «Пособие по истории СССР для поступающих в ВУЗы», М., изд-во «Высшая школа», 1985.

 

 

About maximios

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

60 − = 59